Четверг, Июль 18, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Ирина Карачакова-Картина. Последняя хакасская принцесса

Ирина Карачакова-Картина. Последняя хакасская принцесса

У каждого на этой земле есть свое предназначение. Оно ведет нас по жизненной дороге к определенной цели: высокой или совершенно будничной. Это и называется судьбой. А те, кто ее принимает, обогащают мир настоящей гармонией. Имя героини нашей публикации известно в Хакасии всем. Но загадочная судьба этой женщины с годами вызывает всё больший интерес. Ирина Николаевна Карачакова-Картина, первый хакасский скульптор. Она подарила республике уникальную коллекцию шедевров мирового искусства. В мае 2019 года исполнилось 100 лет со дня ее рождения.

Родовые корни

Еще недавно в бывшем здании Хакасского национального краеведческого музея на улице Пушкина в Абакане можно было увидеть необыкновенной красоты экспозицию. В зале на втором этаже словно встретились разные исторические эпохи. Золотые годы барокко и классицизма отражались в интерьере уголков дворянского городского дома. Итальянские скульптуры периода Возрождения соседствовали с французскими гобеленами XVIII века, выполненными в мастерских Людовика XIV. Здесь же были представлены мебель, предметы интерьера, картины, скульптуры лучших мировых художников далеких веков, которых в мире по два-три экземпляра. Например, портрет Нерона, портрет Пьера Пюже. Все это – экспонаты коллекции, подаренной своим землякам Ириной Карачаковой-Картиной. Коллекция содержит около двух тысяч различных предметов. Здесь не только бесценные образцы декоративно-прикладного искусства и антикварная мебель, но и авторские работы самой Ирины Николаевны, ее личные вещи, документы, письма, фотографии. Все это хоть немного помогает понять, как провела на земле 70 отмеренных судьбой лет меценат и даритель, хрупкая, но стойкая женщина Ирина Карачакова-Картина.

Место ее рождения – аал Картин Абаканской волости Минусинского уезда. Маленькая Ира появляется на свет 3 мая 1919 года в большой зажиточной семье, принадлежащей к знатному Качинскому роду. Ее называют последней хакасской принцессой, так как место, что занимал здесь ее прадед, по европейским масштабам – место царя, государя территории. Ирина Николаевна – прямой его потомок. Прадеда Ирины Николаевны звали Чирка Картин. Богатейший хакасский бай был даже дружен с декабристом Александром Беляевым, сосланным в Минусинск. Позже Беляев опишет Картина в своей книге, отметив его маленький рост и огромные табуны домашнего скота. Сын Чирки – Николай, дед Ирины Картиной, имел патент купца третьей гильдии с объявленным капиталом в сто тысяч рублей ассигнациями. А в Крымскую войну 1853 года Николай Картин подарил императору Николаю I сотню отличных жеребцов, за что российский государь отметил его особым подарком.

Однако в 1930 году семью Картиных раскулачивают и ссылают в Кемеровскую область. Опасаясь репрессий, мать Ирины меняет фамилию и становится Карачаковой. А свое социальное происхождение юная Ирина Николаевна в документах стала обозначать кратко: «из крестьян». В 1936-м она уезжает во Фрунзе, где начинает учиться живописи. Там и происходит главная встреча ее жизни… Замуж Ирина вышла за известного коллекционера Георгия Исидоровича Козаченко, человека энциклопедического образования, научного сотрудника Русского музея. В итоге всю жизнь с мужем и после его смерти она собирала живопись, мебель, антиквариат, европейскую скульптуру XVI–XIX веков.

После свадьбы в 1939 году супруги Карачакова и Козаченко переехали в Ленинград. Этот город стал второй родиной для Ирины Николаевны, там она жила до последних своих дней. В Ленинграде Карачакова-Картина окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, стала членом Союза художников СССР. Однако все складывалось непросто. Ирина Николаевна – хрупкое, как фарфоровая статуэтка, создание. Но сколько же в ней было физических сил! Она бедствовала, голодала, жила в коммуналке на всем этом миллионном богатстве. Отказывала себе в самом необходимом, чтобы только сохранить уникальную коллекцию. Обитала в заваленной антиквариатом квартире, как пташка в клетке.

Любимого мужа Георгия Козаченко Ирина Николаевна похоронила в 1950 году. Ей самой был всего-то 31 год. К несчастью, детей им с супругом Господь не дал. Поэтому последующие 39 лет Карачакова жила в одиночестве. И все эти годы ее тесные коммунальные апартаменты в центре северной столицы на улице Петра Лаврова были гостеприимно открыты для земляков. Её семьей становятся студенты различных ленинградских вузов, приехавшие учиться из Хакасии. По сути, вся нынешняя хакасская интеллигенция некогда находила приют у известного скульптора.

Происхождение фамилии

Интересно происхождение фамилии Карачаковых – той, что волею судьбы довелось носить Ирине Николаевне. К слову, не случайно после раскулачивания Картиных в 1930 году выбор пал именно на эту фамилию. Некие тесные связи семей Карачаковых и Картиных наблюдаются еще в XIX веке. Родоначальником весьма немногочисленной на сегодняшний день фамилии Карачаковых ученые считают Карачака Челтыгмашева, жившего еще в XVII веке. Ведь известно, что фамилии у хакасов происходят от имени главы рода. Карэ, по-хакасски «харэ» – значит «темный, смуглый», «чах» – уменьшительный суффикс. Вот так и появилась фамилия Карачаковых. Они из рода «читы-пюр», что значит «семь волков». Впрочем, чем именно знамениты предки из рода «семи волков», точно не известно.

А вот происхождение фамилии Картиных не озвучивается местными учеными. Точного перевода на русский лингвисты не дают, отмечая, что в хакасском языке нет похожего слова. Как почти уже нет и носителей столь знаменитой некогда фамилии. И все-таки она вписана золотыми буквами в культурное наследие Хакасии благодаря одной только женщине – Ирине Николаевне Картиной, которая, несмотря на масштаб личности, всегда оставалась открытым и милым человеком. И даже в отрыве от родной земли Картина, как истинная хакаска, носила на руке большой национальный перстень, а на шее – старинные коралловые бусы.

Дар бесценный…

В 1973 году Ирина Николаевна принимает решение безвозмездно передать в дар Хакасии бесценную коллекцию – итог всей своей жизни. Ведь кроме мировых культурных шедевров, здесь и четыре десятка ее собственных работ. Авторские скульптуры Карачаковой есть также в Русском музее Санкт-Петербурга и Третьяковской картинной галерее в Москве. Тема творчества Ирины Николаевны – Восток и его люди. «Я движима желанием приобщить народ наш к миру высокого искусства», – говорит Карачакова о своем решении подарить коллекцию родной Хакасии. Однако за это уникальное собрание раритетов в Ленинграде тогда развернулась нешуточная борьба.

Когда Ирина Николаевна написала завещание, а вся коллекция была на учете управления культуры Ленинградской области, поднялась волна гнева интеллигенции. Доводы были такие: в Хакасии некому это оценить, некому хранить, и все будет утрачено навсегда. К примеру, на гобелены XVIII века, которые сегодня являются жемчужиной экспозиции Карачаковой, тогда претендовал сам Государственный Эрмитаж! Тем не менее, уже после смерти скульптора в сентябре 1989-го вся завещанная ею коллекция одним самолетом прибыла в Хакасию. Этим же путем вернулась на родину и сама Ирина Николаевна. Она похоронена на абаканском кладбище. Но тогда режиссер Хакасского национального театра, ныне покойная Эльза Кокова, которая принимала участие в перевозке из Ленинграда гроба с телом Карачаковой, стала свидетелем необъяснимого чуда.

Эльза Михайловна рассказывала, что на огромной высоте в самолете на гробе внезапно появилась бабочка. По хакасским поверьям, душа человека во что-то превращается. Если в создание с крыльями – бабочку, птичку – это говорит о тонкости души. И увидеть бабочку в самолете было таким потрясением! Потрясением для земляков Карачаковой стало и то, как она, меценат и даритель, обладающий бесценными сокровищами, провела последние годы. Жила одиноко и горько, по ночам подолгу общаясь лишь с дежурной в парадной своего дома. Ирина Николаевна страстно хотела вернуться в Хакасию и на основе своей коллекции организовать здесь музей искусств. Об этом она неоднократно ходатайствовала перед местными властями. Однако ее просьбы почему-то остались без ответа. В итоге женщина фактически стала сторожем при своей уникальной коллекции. Никуда не могла её деть, была с ней наедине. Такая миссия, такая высокая судьба у человека!..

Экспонаты эрмитажного уровня, каких больше нет нигде за Уралом – вот что такое коллекция Ирины Карачаковой-Картиной. Этот бесценный подарок сделала нам последняя хакасская принцесса. Тем самым дав понять, насколько она любила родную Хакасию, от которой при жизни так и не дождалась взаимности. А еще, как вспоминают знавшие ее люди, Ирина Николаевна любила театр и с удовольствием занималась рукоделием. Она носила короткую мальчишескую стрижку и в то же время обожала дамские шляпки. Не увлекалась макияжем, но мысли свои выражала образно и сочно.

Карачакова была заметной фигурой даже в богатом на талантливые личности Ленинграде. Хрупкая женщина с душой трепетной бабочки лишь благодаря силе характера с достоинством переживала крутые повороты неласковой судьбы, безропотно приняв свою высокую миссию: в одиночку пробиться сквозь косность и недоверие чиновников и приобщить Хакасию к миру подлинного искусства. И мы должны быть благодарны ей за такой поистине королевский подарок.

Галина ОВЧАРЕНКО

По материалам программы «Изеннер!» ТВ-Абакан

Фото из открытых источников


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *