Суббота, Май 28, 2022

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Игра как способ развития ребенка …и лучший антидепрессант для взрослого

Игра как способ развития ребенка …и лучший антидепрессант для взрослого

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Помните эту замечательную песенку? Да-да, именно так! Ребенок – это забудь о грусти, некогда предаваться хмурым мыслям. Игра и общение с детьми – лучший антидепрессант в мире. Игра… Она формируется в период дошкольного детства – с трех до семи лет. Мягко и неуклонно влияет на психическое развитие ребенка и дарит настоящее счастье родителям, играющим с ним.

Не «понарошку»

Порой родители, мечтая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным всезнайкой, начинают учить его уму-разуму уже в четыре годика. Крадя бесценное время, нужное психике подрастающего человека для гармоничного развития, почти не оставляя ему времени на игры. Дисгармония! Он уже неплохо умеет писать и читать, но друзей у него нет. Общаться со сверстниками – играть – ребенок… не умеет.

А что это значит – играть? «Ай, да просто! – махнет рукой каждый. – Думать не о чем!» Отнюдь! На первый взгляд незатейливая забава дарит чаду столько всего крайне важного… Играя, ребенок прежде всего развивается эмоционально. Также развиваются речь и внимание. Нарастает интеллект, ведь тот скачок в развитии, который делает малыш в процессе игры, велик.

Маленький играет с использованием предметов-заместителей, подключая свою фантазию – обязательное условие творчества. А предметы, используемые в процессе игры, помогают при формировании наглядно-образного мышления.

До трех лет ребенок, как шутят психологи, «мыслит руками» (инструмент познания – собственные пальчики). Во главе – наглядно-действенное мышление. К трем годам у малыша к изучению мира руками добавляется система образов, постепенно набирает силу мышление уже наглядно-образное. Впоследствии оно будет чрезвычайно важным для формирования готовности к школе.

Это нечто дивное… Маленький одушевляет свои игрушки, и не «понарошку», а свято веря! «Мама, куколка заболела, будем лечить…» – говорила мне маленькая дочь, грустно глядя на свою куклу. Лечили, и через полчаса куколка «выздоравливала», о грусти ребенок и не вспоминал.

Развитие воображения необычайно важно. Так формируется дивергентное мышление, легко ломающее любые шаблоны, стандарты и стереотипы. Ну, а мышление конвергентное развивается при освоении знаний. Оригинальничать здесь не нужно.

Вы – друзья

Младшие дошкольники, дети четвертого года жизни. Развитие ребенка идет бурно и стремительно, каждый день необычайно насыщен. В эту пору актуальна предметная игра. Смысл для детей содержится в самом процессе действия, а не в результате, к которому действие должно привести.

Развитие игры у ребенка – уже с опорой на его собственный интерес. Это прежде всего мотивация личностная, «я сам». Ребенку теперь важна своя независимость. Он ведь уже ходит, говорит, задает массу вопросов – ему интересно все.

Много пишут о кризисе трех лет. Здесь могу сказать, исходя из личного опыта: позвольте маленькому вести вас, подчиняйтесь его желаниям. Упрямится, своевольничает? Мы – взрослые люди, мы знаем – это возрастной кризис, он закончится. НЕ давите на малыша, не повышайте голос. Вы – друзья, понимаете? Дарите своей крохе любовь и заботу, улыбка ребенка – драгоценность.

Прежде всего – ребенок стал общительным. Ему уже неинтересно играть одному, ему нужна компания. Игра становится совместной. Вы – сверстники. Нужно начинать диалог с ребенком или организовать диалог детей. Игра развернется, уверяю. Например, вы надеваете на себя шапочку, говорите: «Я – доктор. Кукла Нина заболела. Она – мой пациент». А потом свою шапочку вы передаете дочери, вести прием будет она.

И пошел запуск игрового сюжета. Да, первоначально взрослый берет на себя основную роль. Начинает игру, привлекает ребенка. Здесь очень важно вовремя «отойти в сторону». Если детей несколько, они увлекутся и будут играть уже сами. Наблюдать за ними – сплошное удовольствие.

«Дворцов заманчивые своды…»

Очень важный момент – игровое пространство. Должно быть удобно и уютно, просторно. Также важно учить чадо играть. Не бессмысленно, а с пусть простым, но сюжетом. И здесь вам помогут и игрушки, и мультфильмы, которые запали в душу ребенку. Вполне возможно, маленький захочет разыграть особенно запомнившиеся эпизоды. Дочке, например, очень нравился прекрасный музыкальный мультфильм «Бременские музыканты».

Я скачала все песенки. Они просто гениальны. Вот мы и разыгрывали всякие сценки из мультфильма. Можно было придумать новую историю с этими героями. Знаете, если сюжет ребенку нравится, а герои симпатичны, можно просто «следовать за ним». Он сам – и актер, и сценарист, и режиссер.

Безусловно, младшему дошкольнику бывает нужно показать, объяснить. Тем не менее, главное – заинтересовать, увлечь дочь или сына. И немного о своевременном изменении игровой среды: ее нужно подбирать в соответствии с интересами и настроением детей.

Источник игровой активности, конечно же, дети. Важны их желание и стремление. Игры зависят и от возраста, и от пола ребенка. Интеллектуальные, творческие, строительно-конструктивные, ну, и игры с двигательной активностью, конечно. Сейчас лето, играть на улице – самое время.

Ваше руководство детской игрой может быть прямым (вы принимаете непосредственное участие в разговоре детей, помогаете им, советуете) или косвенным (например, приносите игрушки, разговариваете с детьми, создаете особенную атмосферу). У ребенка появляется интерес, и… игра начинается.

И – начинайте!

И об игровой мотивации. Если в старшем дошкольном возрасте к игре подключается уже сверстник, он и мотивирует, то в три-четыре года ребенок ориентируется на взрослого. Факт, меня в свое время потрясший – кроха думает о помощи взрослому! Да, маленькому должна быть интересна игра, но вам, большому, без него никак, понимаете?

Если мы дали ребенку игрушку, мы просим помочь игрушке. Помогаем вместе. Ребенок увлечен, он уже лично заинтересован. Игрушка начинает мотивировать его активность. И еще одно, главное – внутренняя заинтересованность ребенка своими действиями. Ему интересно сделать самому. Уже, повторюсь, мотивация личностная: «я сам!» или «я сама!». Дитя решает для себя вопрос своей значимости, ценности и самостоятельности. Поддерживайте растущего человека, развиваться маленькому надо в любви и принятии.

Напоследок – о классической игре детей этого возраста: сюжетно-ролевой. Два ее основных структурных компонента – тема и распределение ролей. Последнее для младшего дошкольника – дело сложное, поскольку дети еще не умеют взаимодействовать между собой. Мягко сориентируйте каждого, расскажите, чем интересна та или иная роль. Безусловно, решающим здесь будет характер игрока.

Обсудите правила игры – и начинайте действие. Оно должно быть реализовано в процессе и закончено. Не случайно говорим, что это предтеча учебной деятельности, ведь компоненты игры будут и в дальнейшем, уже в учебе.

Например, осваивая правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные роли, заключенные в нем. Это личностное развитие. Игра, конечно же, прежде всего несет социальный смысл, это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться во взрослых отношениях.

Помните: линия развития игровой деятельности ребенка неотделима от линии его психического развития.

Продолжение следует.

Лика КРАСКО,

детский психолог

Фото автора


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *