Пятница, Сентябрь 20, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Ценовая передышка» на АЗС: надолго ли?

«Ценовая передышка» на АЗС: надолго ли?

Недавно правительству страны пришлось объясняться перед электоратом за майский рост «бензиновых» цен (в среднем на 17,5%), продолжившийся летом. Только за первую неделю июня они подросли еще на 0,3%. Удорожание топлива было зафиксировано в 58 регионах страны. Особенно явное и резкое — в Сибири и на Дальнем Востоке. Это вызвало шквал возмущения автолюбителей и критических материалов в СМИ. Разъяснения причин неприятного явления с высоких трибун вышли путаными, туманными и не очень понятными простому народу. Зачастую в них ссылались на сезонность, рост цен в опте и на то, что «происходит восстановление оптовых цен на уровень, близкий к экспортной альтернативе». Про то, что ощутимое повышение спровоцировал рост НДС и акцизов (как и про то, что более 70% от стоимости литра бензина в России имеет государство налогами) говорить как-то не принято.

Причины неизбежного повышения «бензиновых» цен мы подробно разбирали в прошлой статье. И отметили, что «сохраняются повышательные тенденции». То есть ценники на заправках в этом году продолжат меняться в сторону увеличения. Однако к концу июня они вдруг замерли. Надолго ли? И с чем это может быть связано? Поразмышляем.

Мониторинг Хакасского Управления ФАС России (на 21 июня) подтвердил, что этот феномен наблюдался и у нас: стоимость ГСМ на розничных рынках у основных поставщиков топлива республики за неделю не изменилась. Данные Красноярскстата по Абакану (на 20 июня) тоже это подтверждают: в нашем городе цены за неделю на распространенные марки бензинов (АИ-92 и АИ-95) не выросли. Хотя в целом по России и Сибирскому ФО они подскочили на 0,04–0,05%.

Любопытно, что рост стоимости горючего кое-где в Сибири замедлился или остановился, – по счастливому совпадению, после поручения российского премьера разобраться с резким повышением цен на бензин в Сибири и на Дальнем Востоке и перед прямой линией с Президентом РФ. Вот вам конкретный пример такой «случайности» и заботы о гражданах: в соседнем Красноярском крае в одной из сетей заправок (контрольный пакет акций которой принадлежит региональному руководству) «акция неслыханной щедрости» с уменьшением цен на бензин в пределах 1,3–1,7 рублей совпала с подготовкой и проведением прямой линии Президента РФ. На этих заправках не скрывали, что акция недолговременная. Объясняли ее заботой о людях в период отпусков и активных передвижений. То есть скинули в момент высокого спроса себе в убыток? Похвально, но не стыкуется с экономическими реалиями.

С моей колокольни в этой «ценовой передышке» и кратковременных «бонусах» видятся политические причины, ведь экономических для остановки роста цен и удешевления бензина не наблюдается. Ту же налоговую нагрузку в его стоимости вряд ли уменьшат. А цены на бензин у нас – давний действенный рычаг управления народными настроениями. Вы замечали, что часто остановка «бензиновых» цен или их падение «случайно» происходит перед выборами, другими важными политическими событиями или «разбором полетов» в регионах? Не это ли мы наблюдаем сейчас?

Что дальше? 1 июля истекает очередная договоренность руководства страны с нефтяниками по поводу сдерживания цен на топливо. И они либо подскочат сразу, либо стараниями «рулевых страны» (в условиях падений рейтингов, доверия и т. п. народные волнения ни к чему) рост сделают плавным, чтобы он «набегал» по копейкам, народ успевал привыкать к изменениям и не повторились прошлогодние ценовой шок и волны возмущений. Косвенно следование подобному сценарию роста подтверждают недавние реплики министра энергетики Александра Новака на Петербургском международном экономическом форуме. Он озвучил правительственную политику: внутренние топливные цены будут сдерживаться, чтобы они росли в рамках инфляции.

Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *