Воскресенье, Июль 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Подводные камни» отпускных путешествий

«Подводные камни» отпускных путешествий

Многие абаканцы не привыкли отказывать себе в заграничном отдыхе. Даже если для этого каждый год приходится влезать в долги и героически «сражаться» с самыми разными проблемами. К примеру, одним любителям дальних странствий «впаривают» путевки в кредит под видом рассрочки. Другие путешественники делают ставки на «невозвратные» авиабилеты, но полетные планы срываются. Третьи собираются в «банановые республики» без уверенности, что они не охвачены очередными вооруженными конфликтами.

Что нужно знать, чтобы не попасть впросак? «Подстраховаться» от возможных неприятностей читателям «Абакана» помогла начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Можно ли оспаривать «драконовские» договоры?

Вера Анатольевна, как быть, если сотрудники турфирм во избежание жалоб клиентов включают в договоры с туристами «драконовские» пункты? Например: «Обязуюсь не предъявлять претензии в случае проблем». Теряет ли возможность отстаивать права подписавшийся под этим человек?

Нет. Пункты договоров, идущие вразрез с российским законодательством и ущемляющие права потребителей (а туристы тоже ими являются), незаконны. Смело можете настаивать на их исключении и не подписывать без этого документ. А если он уже подписан, оспаривать их. Правда, если руководство турфирмы добровольно не признает свою неправоту, продолжить отстаивание прав придется в суде.

Как быть, если обманом «впаривают» кредитный тур?

Некоторые турфирмы под видом туров в рассрочку навязывают их в кредит, а это совсем не одно и то же. Насколько законна подобная практика? И можно ли в таких случаях настоять на продаже путевки именно в рассрочку?

– Выдавать кредит за рассрочку недопустимо. Увы, «грешить» подобным обманом потребителей могут не только турфирмы, но и магазины (например, мебели, бытовой техники и одежды). Это можно рассматривать как предоставление неполных и недостоверных сведений о товарах (услугах) и условиях их покупки.

Если вы столкнулись с тем, что в фирме не желают выполнять обещания (в данном случае предоставить именно рассрочку, а не возможность получения кредита). Конечно, вы сделали копию привлекшего вас обещания (это могут быть аудио- и видеозаписи общения с сотрудниками, «скриншоты» с сайта фирмы или ее буклеты). Тогда подготовьте на имя руководства фирмы письменную претензию с отражением возникшей ситуации, копиями подтверждений и требованием выполнить обещание — предоставить рассрочку. Другой экземпляр претензии (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) остается у вас. Если ваше «послание» отказываются принимать, можно отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении. На рассмотрение документа фирме отводится 10 дней (с момента ее получения). Если вы не получите ответ (или он вас не устроит), то с его копией и собранными документами можно предпринимать следующие шаги. Например, бесплатно проконсультироваться со специалистом по защите прав потребителей нашего Управления и (или) обратиться в суд. Помимо отстаивания прав в судебном порядке можно требовать возмещения вам морального вреда за обман.

Можно ли возвращать «невозвратные» билеты?

Сейчас путешественники «охотятся» за т. н. «невозвратными» авиабилетами, которые дешевле обычных. Однако планы могут неожиданно меняться. Вопрос от читателей: можно ли в каких-то случаях возвращать такие проездные документы и уплаченные за них деньги?

Несмотря на название, возвращать «невозвратные» авиабилеты отечественных авиакомпаний можно. Но для разных ситуаций предусмотрены различные условия возврата.

Если он добровольный (без уважительных причин, просто изменились планы), то вернут лишь часть стоимости проездных документов – неиспользованные авиаперевозчиком суммы. Это отражено в поправках к Воздушному кодексу РФ: «…за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира».

Отдельные авиакомпании в добровольном порядке устанавливают свои правила возврата для привлечения пассажиров. К примеру, дают возможность переоформлять «невозвратные» билеты на другие даты или людей при возврате билетов не в последний момент. Но наличие подобных бонусов надо выяснять у авиакомпаний заранее.

Совершенно другие условия при т. н. «вынужденном» возврате билетов. Воздушный кодекс РФ разрешает полный возврат в связи с болезнью пассажира или члена его семьи, либо близкого родственника (совместно следующих с ним на воздушном судне), а также в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника. Кроме этого, пассажир может рассчитывать на возмещение, если откажется лететь из-за нарушений авиакомпанией правил перевозки. Уважительные причины, по которым вы не можете лететь, надо подтвердить документами до окончания регистрации на рейс. Изучив упомянутый закон, вы можете уточнить подробности возврата билетов при разных обстоятельствах.

Что делать, если вы «передумали» пользоваться путевкой?

Нередко люди покупают пакетные туры загодя, а потом их планы меняются. Например, не удается уйти в отпуск. На какое возмещение трат можно рассчитывать, если не получается воспользоваться путевкой?

Чем раньше в турфирме узнают о ваших изменившихся планах — тем большего возмещения можно добиваться. Закон «О защите прав потребителей» (его ст. 16) дает потребителю право отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Отказ в этом и в возврате денег можно считать ущемлением прав потребителей и нарушением законов «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 14). Тогда можно посоветовать предъявить свое требование в письменной претензии и (если ответ на нее вас не устроит) обратиться с ее копией в суд.

Должны ли предупреждать об опасностях?

Сегодня для путешествий открыт весь мир. Минус этого — опасности для туристов, о которых они могут не знать: от вооруженных конфликтов до суровых законов. Должны ли в турфирмах предупреждать о возможных проблемах в выбранных для посещения странах?

Должны. Законодательство обязывает турагентов и туроператоров при подготовке туристов к путешествию (и во время него) давать полные сведения об особенностях выбранных для посещения стран и опасностях, с которыми в них можно столкнуться.

Это, например, отражено в правах туристов (ст. 6 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

А на основании ст. 14 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор (или турагент) при заключении договора о реализации туристского продукта обязан предоставлять туристам следующую ДОСТОВЕРНУЮ информацию: об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия; о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта); об иных особенностях путешествия.

Кстати, при возникновении чрезвычайных ситуаций туроператор (турагент) обязан оказывать всестороннее содействие туристам в пользовании их правами. В частности, в ст. 6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» говорится, что они имеют право на обеспечение личной безопасности и беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.

Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *