Воскресенье, Июль 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Кто мы? Россияне, сибиряки  или жители Хакасии? 

Кто мы? Россияне, сибиряки  или жители Хакасии? 

В День России, одновременно в тридцати регионах, среди которых и Республика Хакасия, пройдет шествие представителей разных национальностей, проживающих в нашей стране – Парад дружбы народов России.

Такие шествия проводятся с 2014 года. По замыслу авторов данной гражданской инициативы, они способствуют объединению и сплоченности всех народов РФ. Парад дружбы является ярким примером того, что государственный праздник День России все больше приобретает патриотические очертания, становясь обозначением национального единения граждан.

Нация одна – народов много

В настоящее время вопросы формирования общероссийской гражданской идентичности являются чрезвычайно важными. Кто мы такие? Граждане РФ? Россияне или русские, татары, якуты, марийцы, ингуши и т. д.? Это сейчас активно обсуждается в гражданском обществе экспертами, политиками. Еще в 2016 году началась работа по созданию закона о единой российской нации. Однако, как признали аналитики, российское общество оказалось не готовым признать идею единой нации. Впрочем, как отмечал в своих выступлениях академик, доктор исторических наук Валерий Тишков, сама по себе концепция российского народа как гражданской нации не является вновь придуманной. По сути, это продолжение концепции советского народа, который существовал, ибо советская идентичность и советский патриотизм, бесспорно, имели место.

В настоящее время работа над формированием общероссийской гражданской идентичности ведется, в том числе, в рамках государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики». Среди ожидаемых результатов значится и такой: «Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны, в том числе увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации (до 83,5 процента к 2025 году); увеличение уровня общероссийской гражданской идентичности (до 81 процента к 2025 году)».

Стоит отметить, что сегодня в науке нет однозначного определения понятий «нация», «этнос», как нет и однозначного их соотнесения. Если очень кратко, то существуют две конкурирующие теории: примордиализм и конструктивизм. Первый рассматривает этнос как первозданную общность людей по крови, заявляющую о себе в истории и реальной жизни в неповторимых конкретно-исторических формах. Некоторые ученые из числа сторонников примордиализма признают этничность как изначально данную, органичную и неизменную. И будто бы даже осознание собственной этнической принадлежности заложено в генетическом коде человека с момента его рождения и соединяет людей в особые биологические сообщества — народы, нации, которые и строят свои национальные государства. Сторонники конструктивизма отрицают изначальность этнических свойств. Нации, утверждают они, просто конструируются, и в этом нет ничего страшного. Один из интересных приводимых ими примеров – Франция, где в начале XIX века была создана уникальная единая система образования, написан единый учебник истории, в результате чего жители колоний, например Сенегала, искренне считали себя настоящими природными французами.

Сколько нас

«В Хакасии дружно проживают представители более ста народов» – как правило, этими словами уже много лет характеризуют население республики. Кто эти «более ста народов»? Самыми крупными этносами Хакасии, по официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, являются русские и хакасы, составляющие суммарно свыше 93% населения республики (в том числе русские – 81,7% (427,7 тыс. чел.), хакасы – 12,1% (63,6 тыс. чел.). При этом в Хакасии проживают представители свыше ста других этнических общностей, наиболее крупными из которых являются немцы – 1,1% (5,9 тыс. чел.), украинцы – 1,0% (5 тыс. чел.), татары – 0,6% (3 тыс. чел). Удельный вес представителей других национальностей в общей численности населения республики – 3,5%. По данным Миннаца Хакасии, на 1 января 2019 года в регионе действовала 41 организация этнической направленности. По этническому признаку эти объединения распределены следующим образом: 8 шорских, 7 хакасских, 6 немецких, 2 русских, 2 польских, 2 киргизских. По одной общественной организации работает у алтайцев, армян, дагестанцев, евреев, корейцев, азербайджанцев, таджиков, татар, тувинцев, украинцев, чувашей. Еще три сформированы по межнациональному принципу (одна объединяет узбекский и таджикский народы, одна выражает интересы коренных народов Хакасии и еще одна – коренных народов Саяно-Алтайского нагорья).

Дружно ли мы живем

Насколько дружно живут в нашем регионе эти «более ста народов», Миннац Хакасии регулярно мониторит – проводит социологические исследования. Подобный опрос был и в прошлом году, по теме «Тенденции развития межнациональных и этноконфессиональных отношений в Хакасии». В ходе опроса были проинтервьюированы 1000 человек, представители 14 национальностей. В целом население республики (93,5%) относится к представителям других национальностей положительно. Преобладающая часть жителей республики (84,3%) отношения между людьми различных национальностей считает нормальными: бесконфликтными (60,7%), доброжелательными – 23,6% респондентов. Подавляющее большинство граждан (93,4%) не испытывает к себе враждебного отношения из-за национальной принадлежности и не сталкивалось с нарушением или ограничением своих прав.

Теперь о межконфессиональных отношениях. Верующими себя назвали 74,8% участников опроса, при этом отношение к представителям других вероисповеданий у жителей (91,9%) положительное. Очень малая доля респондентов выразила отрицательное отношение к представителям других вероисповеданий (2,8%). Абсолютное большинство жителей республики (97,7%) не сталкивались с проявлением недоверия и враждебности из-за своих религиозных убеждений.

Кто мы – по самоопределению

В 2016 году доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, кандидат философских наук Юрий АКСЮТИН вместе с коллегами провел массовый опрос в трех регионах Сибири: в Хакасии (520 человек), в Туве (290 человек), на Алтае (190 человек), выяснив, кем же себя считают жители этих регионов в первую очередь. Результаты опроса свидетельствуют, что в структуре идентичностей жителей региона первая позиция принадлежит российской идентичности – 36,5%. Вторую позицию занимает республиканская (24%), а третью – региональная (10,9%). Этническая идентичность была лишь на четвертой позиции (8,9%), а космополитическая – на пятой (5,4%).

Как считает исследователь, результаты анализа позволяют обоснованно утверждать, что идентифицирует себя в первую очередь с россиянами треть населения. Преимущественно это русские (44,7%). Среди хакасов таковых было 18,4%, среди тувинцев – 32,7%, алтайцев – 16%. Примечательно, что и этническая идентичность у представителей тюркских этносов не была на первом месте в структуре идентичностей (хакасы – 16,7%, тувинцы – 15,5%, алтайцы – 20%), значительно уступая республиканской. Результаты социологического исследования свидетельствуют, что в основе этнической идентичности жителей региона примордиальные и конструктивистские основания представлены практически в равной степени. Так, на вопрос «Почему вы относите себя к этой национальности?» около 55% ответили: «Мои родители относятся к этой национальности» (русские – 48%, хакасы – 68,4%, тувинцы – 38,8%, алтайцы – 66%). Вторым по популярности был ответ «Я знаю историю и культуру этой национальности, считаю их своими» (в среднем – 23%; русские – 31,3%, хакасы – 11,4%, тувинцы – 29,6%, алтайцы – 20%). Знание и использование языка в качестве определяющего фактора этнической самоидентификации отметили примерно 11,7% респондентов (русские – 8,4%, хакасы – 10,5%, тувинцы – 18%, алтайцы – 10%). Рефлексивное «Я просто отношу себя к этой национальности» было на четвертой позиции (в среднем – 7,7%; русские – 9,3%, хакасы – 7,9%, тувинцы – 11,6%, алтайцы – 2%).

Как считает исследователь, можно с достаточной долей уверенности говорить, что новая российская идентичность – уже не только проект, но реальность. Несмотря на все экономические и политические трудности, она укрепляет свои позиции. Результаты исследования демонстрируют, что содержание российской и этнической идентичности не противопоставляет их, – у значительной части населения этническая идентичность и российская совмещаются.

Подготовила Ольга КАРАЧАКОВА

Фото из архива Миннацполитики РХ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *