Среда, Сентябрь 18, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Хакасский язык – с детского сада

Хакасский язык – с детского сада

С каждым годом все больше ребятишек в детсадах Абакана изучают хакасский язык. Ежегодно увеличивается и число школьников, проявляющих интерес ко второму государственному языку республики. Насколько свободно владеют им дети в образовательных учреждениях города? Что сегодня детсады и школы Абакана предпринимают для сохранения и развития хакасского языка и какие задачи ставят перед собой на ближайшее будущее?

На все эти вопросы в своем докладе на состоявшейся 16–17 мая в Абакане III Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» ответил заместитель начальника Управления образования администрации г. Абакана Дмитрий ТОДЫШЕВ.

Сегодня муниципальной системой образования делается многое для сохранения и популяризации хакасского языка, ежегодно растет число детей, в той или иной форме изучающих хакасский язык. Однако, как не раз отмечалось во многих докладах участников конференции, главную роль в деле изучения любого языка играет семья. Язык только тогда станет для ребенка родным, если на нем с ним будут разговаривать дома близкие люди. В противном случае язык просто останется предметом учебной программы.

В Абакане стало доброй традицией открывать каждый год по новому детскому саду, и, как правило, в каждом вновь открывшемся образовательном учреждении по желанию родителей набирается группа ребятишек, изучающих хакасский язык. Да и в давно работающих детсадах открываются дополнительные группы для желающих.

– Одним из принципов современной системы образования является защита этнокультурных особенностей всех народов нашей страны. Право каждого гражданина на изучение своего родного языка не просто декларируется, законодательство обязывает создавать условия для изучения родного языка. В Абакане хакасский язык в жизни детей с самых ранних лет – с детского сада, тем самым создается база для дальнейшего, более глубокого изучения языка уже на уровне общеобразовательной школы. Так, если в 2013-2014учебном году хакасский язык изучали 484 дошколенка, то в 2018-2019 учебном году – уже 2240 детей. Доля детей выросла за эти же пять лет с 4,9% до 17,2%. Что интересно, из этих 2240 ребятишек лишь 881 ребенок — хакасской национальности, остальные 1359 детей – представители других национальностей, – отметил в своем выступлении Дмитрий Тодышев.

Участника конференции из города Кемерово приятно удивила такая тенденция, и он поинтересовался мотивацией изучения языка представителями других народов.

– По словам родителей, они выступают за то, чтобы их дети знали второй государственный язык региона, где они проживают. Чтобы с самого раннего возраста знакомились с культурой республики, где они живут, праздниками, традициями, да и для общего развития ребенка полезно, – уточнил докладчик.

Как следует из доклада, ситуация с изучением хакасского языка на уровне детских садов в Абакане в целом благополучная. С детьми школьного возраста – несколько сложнее. Если говорить сухими цифрами, то все вроде так же хорошо: хакасский язык преподается в 22 школах города из 23 существующих. Если пять лет назад, в 2013/2014 учебном году, язык изучали 1228 детей, то сегодня – 3012 школьников. Получается, рост более чем в два раза.

– Часто критически отмечают, что это лишь общие цифры, ведь язык в школах доступен в разных формах. В виде учебного предмета, включенного в обязательную часть учебного плана, хакасский язык изучается лишь в трех школах: №№ 2, 20, 24. Во всех остальных – это факультативы, кружковая деятельность, элективные курсы, – признал специалист.

Однако, по словам представителя муниципальной системы образования, данная ситуация объясняется объективными причинами.

– Открыть класс с изучением хакасского языка не так просто, одного решения директора школы недостаточно. Допустим, из тысячи учеников школы есть 200 ребятишек хакасской национальности – но все они разновозрастные: получается, класс-комплект сформировать невозможно. Плюс не всегда даже дети хакасской национальности желают изучать свой родной язык. Родители объясняют это тем, что ребенку «сдавать ЕГЭ на русском языке, уж лучше пусть школьник потратит время на подготовку к экзамену по предмету, необходимому для поступления в вуз». Еще одна проблема – не всегда есть педагоги хакасского языка соответствующей квалификации, – отмечает специалист.

Так что работы в данном направлении еще много. Тем более, что в муниципальной программе «Развитие образования в городе Абакане на 2017–2020 годы» определены довольно высокие цели: 80% детей хакасской национальности должны быть охвачены изучением родного языка. Сегодня детсады и школы Абакана проводят множество интересных мероприятий, направленных на популяризацию хакасского языка: это фестивали, конкурсы, грантовые проекты и т. д. Интерес к хакасской культуре поддерживается и в системе дополнительного образования: в городе работают творческие объединения по изготовлению этносувениров, по пошиву стилизованных хакасских национальных костюмов и др. Много лет на базе городской школы № 22 работает Муниципальный центр поликультурного образования, методические наработки которого активно используются во многих образовательных учреждениях Абакана.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *