Среда, Август 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Праздников праздник и торжество из торжеств

Праздников праздник и торжество из торжеств

Совсем скоро – 28 апреля – православные абаканцы будут отмечать главный для себя праздник – Великую Пасху. Светлому воскресению предшествует самая строгая неделя Великого Поста – Страстная седмица. Каково значение этих дней в жизни православного человека, как духовно

подготовиться к Святой Пасхе и встречать этот большой праздник – обо всем этом еженедельник «Абакан» попросил рассказать протоиерея Градо-Абаканского храма в честь Святых Равноапостольных Константина и Елены Олега ПОПОВА.

О Великих днях Страстной седмицы

– Великий Пост близится к завершению. В предстоящие выходные, 21 апреля, мы будем праздновать Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим – один из двенадцати главных праздников православной церкви. После этого и начинается Страстная седмица, то есть «неделя страданий Христовых», когда мы вспоминаем о последних днях земной жизни Спасителя, его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Каждый день этой недели носит название Великий (Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д., вплоть до Великой Субботы), потому что в каждый день этой недели совершались великие дела и события, открывающие новую эру истории человечества. Каждый из дней Страстной седмицы наполнен особым смыслом. Если в предыдущие недели поста мы, благодатью божией, старались заглянуть в глубины своей души, увидеть и по возможности искоренить силою божией присущие нам духовные болезни, другими словами – были заняты делом личного спасения, то в Страстную неделю мы постепенно обращаем все свои мысли на Спасителя, на его страдания, на его величие.

Теперь все наше внимание и помыслы направлены ко Христу. Спаситель восходит на крест, идет на страдания ради спасения людей – на каждом из богослужений в дни Страстной седмицы вспоминаются те события, происходившие более двух тысяч лет назад в Иерусалиме. Однако для православного человека это не просто исторический факт, свершившийся много веков назад – мы в наше настоящее время духовно участвуем в тех событиях. Церковь через особые богослужения дней Страстной седмицы проводит человека к Светлому празднику Пасхи, открывает ему дорогу к радости. Невозможно испытать эту величайшую радость, если ты не прошел тяжелые дни испытаний. В Страстную седмицу мы не просто вспоминаем, а духовно входим в страшные дни страданий господних, чтобы испытать радость Воскресения.

– Отец Олег, вы упомянули, что каждый из дней Страстной седмицы наполнен особым смыслом, когда день за днем вспоминаются последние шаги земной жизни Христа. Что следует делать в эти дни? Многие горожане, например, стараются в «чистый четверг» вымыть все дома…

– В каждый день Страстной седмицы желательно посещать службы в храме. Конечно, в храм следует приходить и в другие дни, однако время Страстной седмицы отличается особым молитвенным настроем. Понимаю, что у работающих людей нет возможности посещать утренние службы, однако хотелось бы, чтобы, пусть и не каждый день, человек смог найти время прийти на вечерние службы. Самое главное в эти дни совершается на богослужениях в храмах, а не в исполнении каких-то наших домашних, житейских, устоявшихся за века народных традиций.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, которые представляют все события последних дней Спасителя как будто совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и невероятно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. В первые три дня Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ. Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. В эти дни и в храме, и дома читаются все четыре Евангелия. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг последняя беседа с учениками на Тайной Вечери и установление таинства евхаристии. Есть народная традиция Великий Четверг называть «Чистый Четверг». Возможно, это связано с тем, что в начале Тайной Вечери Христос омыл ноги своим ученикам, тем самым показав им пример истинного смирения и служения ближнему. Не потому он называется чистым, что в этот день люди топят баню или очищают весь свой дом от пыли (что само по себе неплохо), а потому что верующие стараются прийти в этот день исповедоваться и причаститься. В Великую Пятницу мы вспоминаем крестные страдания и смерть Иисуса Христа, в течение дня евангельское повествование об этих событиях прочитывается несколько раз. На вечерней службе совершается чин выноса плащаницы и поется особый канон «О распятии Господа». Великая Суббота – особый день, описать его можно одной фразой: «Да молчит всякая плоть человеческая». Великая Суббота – это время священного молчания, когда мы вспоминаем, как Христос находился во гробе и в то же время как Бог в Раю. И во аде совершал дело нашего спасения.

Страстная седмица – это удивительное время перехода от великой скорби к великой радости. Если говорить о том, как духовно подготовиться к празднику Светлой Пасхи – весь Великий пост был временем подготовки к празднику Воскресения. За время поста человек очистил свою душу покаянием, осмыслил прожитый от Пасхи до Пасхи год, принес Богу минимальную жертву – постом физическим и духовным. В последнюю перед Пасхой Страстную седмицу следует все наши житейские дела (наведение чистоты в доме, подготовку продуктов к праздничному столу и т. д.) успеть сделать в первой половине недели. Чтобы дни непосредственно перед Пасхой посвятить богослужению в храме, ведь это и есть главное в праздновании Воскресения Христова. Важно, чтобы предпраздничная суета нас не поглотила целиком, не исказила смысл Светлой Пасхи. Ведь главное – это не то, что у нас будет на праздничном столе, как мы покрасим яйца и украсим наш дом. Всем, кто желал бы более глубоко постичь смысл этого праздника, я бы посоветовал обязательно в эти дни ходить в храм на богослужения. Ведь именно в храме совершается то, в чем нуждается душа человека. А праздничный стол со вкусной пищей, радость общения с близкими людьми – все это будет замечательным завершением праздника.

– С детства праздник Пасхи ассоциируется с куличами и крашеными яйцами. Многие желают освятить их в храме – когда лучше это делать, ведь праздничное пасхальное богослужение начинается в ночь с субботы на воскресение?

– Куличи, пасхи, крашеные яйца освящают в конце Пасхального богослужения. Есть традиция освящать пасхальные снеди в Великую Субботу, после литургии, чтобы позже в пасхальную службу никакие «житейские» вопросы не отвлекали человека от главного. Однако, кто не успел этого сделать накануне, может принести освятить праздничные продукты и на утреннюю службу в воскресение.

О главном празднике для православных

– Отец Олег, почему именно Пасха (к примеру, не Рождество Христово) является главным для православного человека праздником? Ведь ее называют «праздником праздников и торжеством из торжеств»? Один из вариантов дословного перевода слова «Пасха» – «избавление». Избавление от чего?

– Есть и другой вариант перевода, в древнееврейском языке это слово означало «пройти мимо». Иудейская Пасха праздновалась в честь совсем иных событий – она посвящена исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства у египтян (эти события описаны в Ветхом Завете). Мы же празднуем Пасху как освобождение от смерти, как избавление всех людей от рабства греха.

Православная церковь – это Церковь Христа Воскресшего. Апостол говорит, что если Христос не воскрес, то наша проповедь тщетна, тщетна и вера христиан, постольку воскресение Христово – это торжество жизни, это основание нашей надежды на вечную жизнь, на то, что Господь спасает нас, если мы принимаем его крестную жертву, если мы со Христом живем и духовно обновляемся под действием его благодати, подаваемой в церкви.

– Великая Пасха празднуется не одно воскресение, вся последующая неделя – пасхальная?

– Святая Пасха празднуется 40 дней. Но во всей полноте, как в первый день, праздник Пасхи мы отмечаем всю первую неделю. Первую неделю после Пасхи мы называем светлой седмицей. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, что символизирует вновь открытые двери Рая. Если мы говорим о «бытовой стороне» празднования, то на протяжении всей первой недели поста нет, можно украсить стол традиционными пасхальными продуктами: куличами, крашеными яйцами, творожными пасхами. В то же время не стоит превращать светлую седмицу в постоянное застолье. Следует помнить, что мы радуемся Пасхе, празднику победы жизни над смертью. Желаю всем читателям еженедельника «Абакан» получить и сохранить пасхальную радость. Чтобы человек не просто приобщился к Пасхе за праздничным столом, а сохранил это ни с чем не сравнимое радостное чувство как можно дольше.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *