Четверг, Июнь 20, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Николай Степанчук: «Учитель должен быть личностью»

Николай Степанчук: «Учитель должен быть личностью»

Общество всегда предъявляло повышенные требования не только к непосредственному процессу воспитания и образования, но и к профессиональным, личностным качествам учителя. Социум в наше время ориентирован на тех, кто динамичен, молод, находится в постоянном творческом развитии. И современный педагог просто обязан соответствовать всем этим требованиям.

Кто ты, современный учитель?

Учитель нынешний должен быть человеком будущего, пришедшим для того, чтобы научить жить в этом будущем, способный воодушевить и дать старт. Именно он сумеет раскрыть способности каждого ребенка, воспитать у него необходимые личностные качества, сформировать устойчивый интерес к процессу образования и самообразования.

О том, как найти подход к каждому ученику, о роли творчества и развития в работе современного педагога мы побеседовали с победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года – 2019», учителем информатики школы № 9 города Абакана Николаем Николаевичем СТЕПАНЧУКОМ.

– Несколько слов о ваших впечатлениях от участия в профессиональном конкурсном отборе.

– После участия в двух этапах конкурса «Учитель года», муниципальном и региональном, с уверенностью могу сказать, что уровень конкурсантов в обоих случаях являлся очень высоким. На мой взгляд, каждый был достоин победы. Безусловно, незнакомая обстановка сказывалась на психологическом состоянии. Один из залогов успеха – справиться с волнением, постараться показать свои лучшие профессиональные качества. Эмоции от участия – исключительно положительные. Общение и обмен опытом с педагогами со всей республики оказались весьма полезными.

– У вас вновь, как и по результатам предыдущего этапа, приз ученического жюри. Каким образом удается найти подход к детям?

– По моему мнению, учитель – тот человек, который всегда должен быть на шаг впереди. И сказанное актуально не только в процессе преподавания информатики – одной из самых динамично развивающихся учебных дисциплин. Сегодня, в век доступной информации, нужно не только учить ребенка отделять зерна от плевел, но и развивать навыки коммуникации, умение находить общий язык с другими людьми, выступать публично. Многим подросткам, увлеченным использованием гаджетов, это дается непросто. Важно говорить с детьми на понятном им языке. Ну и, конечно же, современный учитель должен быть, прежде всего, личностью. Именно своим примером педагог может вызвать желание в ребенке постигать что-то новое. Для этого он должен развиваться сам. Думаю, что в будущем профессии учителя ничего не грозит – личное общение с детьми в процессе обучения не смогут заменить никакие передовые технологии.

– Что вам дало участие в конкурсе, были ли сложности?

– Как бы предсказуемо это ни прозвучало, но главный результат –профессиональное развитие. На самом деле, чем чаще презентуешь свой педагогический опыт, принимаешь участие в конкурсах, тем больше времени тратишь на подготовку, соответственно, повышаешь уровень компетенции. Если говорить о сложностях, то непростой оказалась подготовка к одному из конкурсных испытаний «Педагогический совет: как учить сегодня тех, кто нужен завтра».

– Легко ли, на ваш взгляд, быть учителем сегодня?

– Считаю, во все времена профессия педагога сопряжена с трудностями. Педагог ежечасно несет ответственность за процесс формирования взглядов и убеждений будущего поколения. В наше время у учителя больше возможностей для обмена опытом, поиска интересных и эффективных методик преподавания. Однако, в то же время, удивить ребенка, заинтересовать его стало сложнее. Не понаслышке знаю, что интернет-технологии, средства массовой информации все больше завоевывают сегодня умы подрастающего поколения.

– Какой же может быть выход из этой ситуации?

– Направить интерес молодых людей в нужное русло. Если подростку нравится медиа-контент – пожалуйста, он может быть не только сторонним наблюдателем, но и непосредственным участником. Одно из основных направлений, по которому работает наша школа – это популяризация чтения. Мне, как учителю информатики, пришлась по душе идея создания и показа буктрейлеров – видеосюжетов, раскрывающих содержание того или иного литературного произведения. У нас работает настоящий медиацентр: одни пишут сценарии, другие – снимают видеосюжеты, третьи – разыгрывают постановки. Я, например, являюсь руководителем монтажной мастерской «Создаем буктрейлеры». Наша общая цель – прорекламировать литературное произведение, чтобы каждый ребенок в дальнейшем захотел познакомиться с ним поближе. Считаю, что это не только интересно, но и полезно. К тому же наше учреждение в этом учебном году успешно реализовало федеральный грант, направленный как раз на развитие читательского интереса. Буквально совсем недавно мы также вошли в состав призеров федерального конкурса лучших проектов в рамках методической сети.

Я мог бы стать музыкантом

– Если бы в свое время выбор не пал на профессию учителя, то вы могли бы стать…

– Музыкантом. Конечно, сейчас уже трудно представить себя вне школы. Но мне нравится выступать на сцене, думаю, что вполне бы мог реализовывать себя в качестве музыкального исполнителя. К тому же на протяжении 8 лет входил в состав музыкального коллектива «Окрошка». Творческому развитию в целом уделяю большое внимание.

Современный учитель не должен быть зажат в определенные рамки, необходимо иметь дополнительные возможности для самореализации. Педагог обязан творчески подходить и к процессу преподавания. Так, на своих уроках использую метод творческих мастерских. Мастерская подразумевает не просто совместную деятельность – в результате такой работы школьники создают собственный творческий продукт. Все это благотворно сказывается на мотивации к обучению. А, как говорится, мотивация, творчество и свобода – самые сильные образовательные инструменты.

– Сегодня весьма актуальна и широко обсуждаема тема педагога в социальных сетях. Что думаете по этому поводу?

– Бесспорно, каждый человек, в том числе каждый педагог, имеет право на частную жизнь и личное пространство. Но, как я уже говорил, будучи учителем, очень четко нужно понимать, что ты являешься одним из наглядных примеров для многих неокрепших душ. Поэтому столь важно для любого педагога тщательно осмысливать не только ту информацию, которую преподносишь ребятам на уроке, но и ту, которую транслируешь в интернет-пространство. Отмечу, что я не против социальных сетей. Они могут выступать в качестве неплохой образовательной площадки, которая к тому же не нуждается в рекламе.

– Если несколькими словами попытаться описать современного педагога, то какой он?

– Прежде всего, развивающийся, компетентный, конечно же неравнодушный, опять же творческий. Мне нравится одна аналогия. Как известно, 2019-й объявлен Годом театра. И школа – это тоже своего рода театр, где каждый учитель и каждый ученик играет свою главную роль. Я, как педагог, одновременно и актер, и режиссер, и музыкант, и критик. И от того, какой сценарий урока выбран сегодня, будет зависеть «завтра» моих учеников.

– И в заключение ваши пожелания молодым педагогам и тем, кто только собирается ими стать.

– Найти свой путь, сделать выбор и уже не сомневаться. Преодолевать трудности, смотреть на жизнь с оптимизмом и быть верным своей профессии.

Беседовала Полина СТРУНИНА,

заместитель директора
МБОУ «СОШ № 9» Абакана


Один комментарий для “Николай Степанчук: «Учитель должен быть личностью»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *