Воскресенье, Апрель 2, 2023

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Экологическая катастрофа: скорее да, чем нет?

Экологическая катастрофа: скорее да, чем нет?

Катастрофой назвал неделю назад в эфире «Радио Абакан» аварию на магистральном коллекторе в районе села Калинино мэр Абакана Николай Булакин.

«Там пока все в порядке», – ответил ему в эфире программы «120 минут» телеканала «Абакан 24» министр строительства и ЖКХ Илья Кононенко. Однако при этом признал, что опасность заражения грунтовых вод все-таки существует.

Впрочем, даже исходя из осторожного заявления министра, можно утверждать, что после аварии, случившейся 13 марта на магистральном коллекторе, в Хакасии в зоне экологического бедствия оказались тысячи людей.

Первым из высокопоставленных чиновников о том, что неподалеку от Абакана произошла самая настоящая катастрофа, заявил мэр Николай Булакин. С вопросом о том, можно ли использовать воду из скважин для питья и приготовления пищи, к нему во время прямого эфира, который транслировался на телеканале «Абакан 24», обратилась жительница села Калинино – неподалеку от него произошло разрушение коллектора.

– Да нельзя воду пить, – категорично заявил Булакин. – Я не рекомендую эту воду пить. Все! На веки вечные! Могут кидать в меня камнями. Все, земля заражена там. Ее никто не промоет и никто не очистит. То есть, для питьевых целей, пищевых целей использовать ее нельзя. Я думаю, земля там будет испорчена на очень-очень долгий период.

Спустя пару дней республиканское Министерство строительства и ЖКХ, которое курирует проведение восстановительных работ, представило документы экспертиз, согласно которым с водой в Калинино все нормально. Что никакой катастрофы не случилось, и. о. министра Илья Кононенко продолжил утверждать и на этой неделе – в понедельник, 1 апреля, в эфире программы «120 минут».

– Безусловно, опасность существует, но на сегодняшний день все пробы воды, которые были представлены в лабораторию на анализ, показывают, что там пока все в порядке. Ситуацию мы держим на контроле, мониторим, время покажет, – успокаивал телезрителей господин Кононенко.

Где отбирались пробы воды и каким образом? – спрашивали ведущие в студии.

– По колонкам, в 4 или 6 местах в Калинино – в непосредственной близости от объекта аварии.

– С какой глубины идет водозабор питьевой воды в этих домах? С первого горизонта или глубже?

– На этот вопрос я не готов вам ответить.

Но сейчас вы утверждаете, что воду эту пить можно?

– Мы говорим о том, что анализ, который был представлен лабораторией, подтверждает чистоту воды. Анализы на 29 марта у меня на столе.

Казалось бы, все хорошо на самом деле – это подтверждают анализы. Но известно же, дьявол кроется в мелочах. Какой глубины скважины, из которых производился забор воды, министр, к сожалению, сказать не может. Но вот у той жительницы, которая дозвонилась в прямом эфире до мэра, она, например, 11 метров. Надо полагать, не меньше и у других ее односельчан. Поэтому понятно, почему анализы хорошие.

Однако, как глубоко заражена уже почва, судя по информационному молчанию, не знает никто. Как говорит независимый эколог Алексей Вернигоров, там сейчас должны были быть организованы смотровые скважины, через которые осуществлялся бы контроль за первым горизонтом грунтовых вод.

– Но этого не сделано. И на данный момент я могу точно сказать, что это начало экологической катастрофы, – присоединяется к мэру эколог.

Опасность заражения первого горизонта вполне реальна, он расположен на глубине всего 3–5 метров. И, дойдя до него, нечистоты, которые «полноводной рекой» (цитата господина Булакина) хлещут через разрушенный участок, могут распространиться на огромную территорию.

При этом жителям Абакана вряд ли стоит игнорировать происходящее. Да, авария случилось вне города. Но если ситуация будет усугубляться, а сегодня никто не даст гарантии, что через месяц-два или через полгода этот сгнивший коллектор еще где-нибудь не обрушится, то, например, сходить дома в туалет уже будет невозможно. Магистральный трубопровод, по которому нечистоты из Абакана передаются на очистные сооружения, придется остановить. А значит, в республиканской столице будет ограничена подача воды, потому что нужно будет ограничить фекальные сбросы. Это, в свою очередь, приведет к параличу работы всех социальных учреждений, школ, больниц. В срочном порядке придется устанавливать во дворах биотуалеты, а их и в «мирное» время днем в городе не найдешь. Ну и покупать уже бутилированную воду.

Это, конечно, самый страшный и пока не слишком вероятный вариант развития событий. Но иметь в виду его необходимо. Поэтому мэр Абакана Николай Булакин не то что советует, а фактически настаивает на том, чтобы региональные власти начинали прямо сейчас прорабатывать вопрос строительства нового коллектора.

– Если я не ошибаюсь, с момента прокладки этого коллектора 43 года назад его никто ни разу не то что не капиталил, просто не ремонтировал. Все эти долгие годы «Хакресводоканал», у которого коллектор находится на балансе, получал деньги, которые заложены в тариф. Получается, что все жители Абакана платили за водоотведение, и не только жители, но и коммерсанты, предприятия, бизнес, а на ремонт ничего не тратилось, – возмущается Булакин. – Теперь нынешним властям придется расплачиваться за грехи, недоработки, ошибки своих предшественников. Можно и нужно выходить на федеральное правительство. Найти 300–400 миллионов на экстренное строительство альтернативного коллектора, параллельно действующему, но гнилому уже! Где гарантия, что завтра-послезавтра, через месяц, через полгода не рухнет, не обвалится коллектор на 200–300 метров дальше. И так вплоть до самого Усть-Абакана. Он в любой момент может рухнуть. Строить новый коллектор нужно незамедлительно!

И да, от своих слов Николай Генрихович не отрекается и сейчас. «Это экологическая катастрофа – здесь все очевидно», – продолжает настаивать он.

Алексей КИРИЧЕНКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *