Пятница, Апрель 10, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > ИВАН ПРОХОРОВИЧ МАРКЕЛОВ: ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР

ИВАН ПРОХОРОВИЧ МАРКЕЛОВ: ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР

В 1982 году, в преддверии очередной годовщины Октябрьской революции, ЦК КПСС и Совет министров СССР принимают постановление о присуждении Государственных премий. Среди лауреатов десятки известных всей стране имен. Академик Николай Блохин, артист Ростислав Плятт, композитор Ян Френкель, журналист Юрий Озеров. И бригадир водителей автоколонны № 1259 Абаканского транспортного треста Иван Маркелов.

БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД МАРКЕЛОВА

Государственная премия СССР присуждена с формулировкой: «за выдающиеся достижения в труде и большой личный вклад в дело повышения эффективности использования автомобильного транспорта». О бригадном подряде Маркелова в ту пору много говорят и пишут в газетах. Для автомобилистов он действительно стал новшеством. Попыткой исправить недостатки, которые Иван Прохорович долгое время наблюдал на производстве. И описывал он это так: «Откуда берется халтурщик? И кто в этом повинен? Не один десяток лет я работаю бок о бок со строителями. Насмотрелся всякого… Затребовали на стройку «энное» количество автомашин. Прибыли вовремя. Обнаружилось, что загружать их нечем: сломался экскаватор, на растворном узле вышла из строя бетономешалка и т. д. Записать простой прораб или мастер не всегда решится: ведь на завтра можешь остаться вообще без транспорта. Вот и рисуют в наряде «липовые» тонны и километры. А поинтересуйтесь, куда шофер дел горючее, если он практически простоял, а по документам непрерывно курсировал с грузом? Сольет в придорожную канаву, а если марка бензина подходящая, загонит автолюбителю».

Как считал Маркелов, все это происходит из-за неорганизованности. Вот она-то и вынуждает транспортника идти наперекор собственной совести. И поэтому на планерке у начальника автоколонны предложил в корне изменить сам подход к работе. И оказался в этом не одинок. В коллективе Ивана Прохоровича уважают — и водители, и руководство. Его почин поддержали. И поручили организовать первую подрядную транспортную бригаду. Первую и единственную в СССР на тот момент. И результат превзошел все ожидания… В интервью корреспонденту газеты «Правда» председатель Всесоюзного Центрального Совета Профсоюзов (ВЦСПС) Степан Шалаев в 1982 году особо отметил метод Ивана Маркелова из Хакасской автономной области: «Четверть века трудится на строительных объектах Хакасии коммунист И. Маркелов. Он возглавляет бригаду водителей автоколонны № 1259 Красноярского транспортного управления. И. Маркелов — один из инициаторов бригадного подряда на автомобильном транспорте. Коллектив, которым он руководит, за счет введения почасовых графиков увеличил дневную выработку машин со 134 до 160 тонн».

Поначалу бригаду сформировали из сорока четырех человек. Работала она в две смены на двадцати двух самосвалах. Оказалось, что много. Столько техники на одном объекте враз не требуется. Провели оптимизацию, вдвое сократили число водителей. Добавили двух экскаваторщиков и двух бульдозеристов, моториста и агрегатчика. Таким образом, Маркелов с бригадой на одиннадцати самосвалах, в две смены, как «живой» конвейер, эффективно трудятся на стройках Абакана и Хакасии. Этот метод получил положительную оценку на заседании коллегии Минавтотранса РСФСР в Москве и рекомендован к широкому применению на всех предприятиях отрасли.

«ВЗЯЛ ПЛАН — ВЫПОЛНЯЙ ЕГО…»

«Я ведь этот город помню с 1936 года. Когда остался сиротой, меня привезли сюда учиться. Абакан был как «копай-город». Двадцать семь лет я проработал на благоустройстве города, строительстве жилого и промышленного фонда», – вспоминал Иван Прохорович позднее. Будущий почетный гражданин Абакана родился 18 сентября 1925 года в селе Малая Иня Минусинского района. Однако вся дальнейшая его жизнь тесно связана с Хакасией и ее областным центром. За плечами Маркелова — дороги войны, демобилизация в 1950 году, возвращение в родные края. Во время армейской службы он закончил курсы мотористов при школе авиации. Профессия эта пригодилась в мирной жизни. В 1955 году Иван Прохорович, попытав счастья в Литве и Минусинске, остановил свой выбор на Хакасии. Приехал в Абакан, устроился на работу в золотопромышленный трест. В 1959 году перешел в только что созданное по распоряжению краевых властей Автотранспортное хозяйство № 2, будущую Автоколонну № 1259. Там Маркелов в первый раз сел за руль грузовика ЗИЛ, с которым не расставался потом еще много лет. «Я ушел в 1985 году на пенсию, а с автомобилем распрощался в 1987 году. Я два года еще работал, – говорил Иван Прохорович. – Это вторая душа, живое существо. Но им надо управлять, и управлять умело. Его чувствовать надо, так же, как самого себя. Вот тогда будешь зарабатывать и содержать семью». А работы в те годы в Хакасии непочатый край. В Южной Сибири идет формирование Саянского ТПК – территориально-производственного комплекса, который объединит более сорока промышленных гигантов. Заводы, угольные разрезы, фабрики, комбинаты, ТЭЦ и ГЭС. Абакан по темпам социально-экономического развития является лидером в стране. Эти достижения отмечены правительственным Красным знаменем, а также орденом «Знак Почета» к полувековому юбилею со дня образования города… Так что в бригаде Маркелова техника без дела не простаивает. «Вся жизнь шла плановая. Вот такая жизнь, она интересная. А что такое плановость? Это значит, большая ответственность ложится на того или иного руководителя. Ты взял план, взял обязательства – выполняй его», – так определял свое кредо Маркелов.

«ХОРОШО ПОРАБОТАЛ…»

«В народе говорят: “Худая лошадь в гору рвет”. Так и с нашим братом, с шофером: «рванув» сегодня, ты лишаешь себя силы на завтра. Сядешь за баранку на другой день, а руки словно свинцом налиты, спина ноет, – так со знанием дела описывал Иван Прохорович шоферские будни тех лет. – Нет нужды доказывать, что самая продуктивная и неизнурительная работа — это работа ритмичная. Вроде бы спокойно, неторопливо ведешь автомобиль, одним словом, не очень жмешь, а оглянешься в конце смены – и сам изумляешься: вот это я «напахал»! И усталость становится не чугунной, а даже приятной. Хорошо поработал!» Чтобы еще раз доказать эффективность своего метода, бригада Маркелова принимает повышенные обязательства – годовой план выполнить на месяц раньше срока. Перевезти дополнительно пятьдесят тысяч тонн груза, сделать триста тысяч тонно-километров, сэкономив при этом шесть тысяч литров бензина и двадцать два комплекта автомобильных шин, повысить производительность труда на десять процентов. Нужно ли говорить, что эти задачи Иван Прохорович с товарищами выполнили. В ноябре 1982 года Иван Маркелов стал лауреатом Государственной премии. На первой полосе областной газеты – выдержка из постановления Совета Министров СССР с фотографией нашего героя. Через пять лет Иван Прохорович вышел на заслуженный отдых. Если б не возраст, так и поработал бы еще. С сожалением вспоминал позже бригадир объекты, которые так и не успел сдать в эксплуатацию… Достраивали их уже в наши дни. Абаканский дворец молодежи, новые микрорайоны с набережными и парками в северной части города. Жаль, не увидел, не дождался этого часа наш герой – фронтовик, кавалер орденов Октябрьской революции и Отечественной войны 2-й степени, почетный гражданин Абакана. Его не стало в 2001 году…

Алексей ЕЛИСТРАТОВ

« 29 апреля 1986 года

г. Абакан

За большой личный вклад в совершенствование организации транспортных перевозок, активную общественную деятельность и в связи с 55-летием города Абакана,

городской Совет народных депутатов РЕШИЛ:

Присвоить товарищу Маркелову Ивану Прохоровичу – лауреату Государственной премии СССР за 1982 год звание “Почетный гражданин города Абакана”.

Председатель исполкома горсовета Горшунов

Секретарь исполкома горсовета Синякова»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *