Вторник, Октябрь 15, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Под волшебные звуки флейты Марины ДОРИНОЙ в «Самбыл – страну счастья»

Под волшебные звуки флейты Марины ДОРИНОЙ в «Самбыл – страну счастья»

19 марта абаканцев приглашают на концерт камерной музыки для флейты, хобыраха и фортепиано – на сцене Хакаской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова выступят народная артистка Республики Хакасии Татьяна Шалгинова и, наверное, самая известная флейтистка Хакасии Марина Дорина.

Музыканты порадуют своих поклонников как классической музыкой — в первом отделении концерта прозвучат сочинения Иоганна Себастьяна Баха, так и звучанием хакасского хобыраха – во втором отделении прозвучат сюиты «Дворец в Кемиджкете» и «Живое серебро», а также пьеса «Самбыл – страна счастья» — все это произведения хакасского композитора, народной артистки РХ Татьяны Шалгиновой.

Татьяна Шалгинова и Марина Дорина – известные в Хакасии музыканты, причем не только в профессиональной среде, но и среди широкого круга поклонников классической и хакасской народной музыки. Несмотря на все регалии, достижения, богатый концертный опыт музыканты отмечают, что каждый выход на сцену для них, как первый – требует тщательных репетиций. В перерыве между репетициями корреспонденту «Абакана» удалось побеседовать с Мариной Дориной о предстоящем концерте и о том, как вообще возникла идея такого интересного творческого тандема двух талантливых музыкантов.

Марина Дорина играет на классической флейте, закончила Красноярский институт искусств по специальности «Оркестровые духовые инструменты (флейта), более десяти лет служит в Хакасском симфоническом оркестре. Также Марина – артист Абаканского муниципального духового оркестра. Интересуюсь у своей собеседницы, почему «классического» музыканта заинтересовал народный инструмент – хобырах? Как оказалось, это не просто интерес к музыкальной культуре своего народа, Марина Дорина написала и успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Духовые и ударные музыкальные инструменты тюрков под руководством профессора Виктора Бутанаева Саяно-Алтая» (Опыт историко-этнографического исследования). Тема духовых музыкальных инструментов была выбрана моей собеседницей как наиболее близкая к ее профессиональной деятельности – музыканта-флейтиста.

— Так что ничего удивительного в моем интересе к народному инструменту хобыраху нет, это также флейта – только продольная. Вообще, хобырах – очень древний инструмент, его история насчитывает тысячелетия, у хакасов и алтайцев инструмент сохранился практически в первозданном виде. Кроме того, в Хакасской филармонии я начинала работать в ансамбле «Улгер», его музыканты в то время как раз занимались восстановлением и модернизацией хакасских народных инструментов, «выводили» народные инструменты на большую сцену. Так сложилось, что процесс возрождения народного хобыраха, его выход на сцену филармонии происходили у меня на глазах. Другое дело, что в большинстве случаев хобырах звучал как ансамблевый инструмент, наши хакасские композиторы писали лишь наигрыши для него, — рассказывает историю своего знакомства с инструментом музыкант.

Помимо работы в филармонии Марина Валерьевна преподавала в музыкальном колледже и Институте искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Работа преподавателя помимо собственно работы со студентами подразумевает и издание методических пособий, монографий, а в случае музыкантов – и сборников произведений. В процессе подготовки такого сборника Марина Дорина и познакомилась лично с уже известным на тот момент хакасским композитором Татьяной Шалгиновой.

— Конечно, я и раньше слышала со сцены произведения Татьяны Федоровны, однако во время работы над сборником мы с ней стали тесно сотрудничать. Композитор переложила свои прежние работы, звучавшие в спектаклях хакасского театра, специально для хобыраха – получилось очень красиво, проникновенно. Постепенно у нас сложился цикл произведений «Живое серебро», также Татьяна Федоровна написала пьесу «Чил хаи» («Песнь ветра») – с ними мы успешно выступили в 2015 году на Международном фестивале новой музыки «Европа-Азия» в Казани. Позже, мы выступали с этими произведениями и в Абакане. В концерте 19 марта прозвучат сюиты «Дворец в Кемиджкете» и «Живое серебро», а также пьеса «Самбыл – страна счастья», — отмечает моя собеседница.

Как мы уже отмечали, Марина Валерьевна сегодня играет на своем инструменте в составе двух оркестров – Хакасского симфонического и Абаканского духового. Интересуюсь у музыканта, почему так сложилось – неужели так мало флейтистов? Насколько данный инструмент интересен воспитанникам музыкальных школ — тем более, что Марина Дорина в настоящее время преподает в детской музыкальной школе №1 им. А.А. Кенеля.

— Вообще во всем мире флейта считается самым популярным инструментом, флейтистов всегда было много – что в музыкальной школе, что позже, на других степенях музыкального образования. Другое дело, что профессионалов –флейтистов не так много. Конечно, я не могу назвать себя уже состоявшимся профессионалом – полагаю, так о себе не скажет ни один музыкант в мире. В Хакасском симфоническом оркестре нас, флейтистов, два музыканта. В составе оркестра выступала талантливый музыкант Анна Комарова – сегодня она уже завершает обучение в Санкт-Петербургской консерватории и работает в Мариинском театре. В детской музыкальной школе я преподаю детям игру на хобырахе, также занимаюсь с учениками и в частном порядке – и взрослым и детям, как правило, более интересен хобырах, нежели классическая флейта. У каждого инструмента своя специфика, чтобы освоить инструмент должны «сложиться» несколько факторов: звучание инструмента должно находить отклик в душе ребенка, душа, как говорят, должна лежать к инструменту. Второе обязательное условие: должны сложиться хорошие отношения с педагогом. У меня в свое время все так и сложилось, так что можно сказать, мне повезло в этом плане, — отвечает на мой вопрос собеседница.

В свою очередь, интересуюсь, насколько важны природные данные – либо же музыкальный слух можно развить в ходе упорных занятий?

— Абсолютный музыкальный слух никому не помешает, однако если его нет от рождения, в результате кропотливой работы с педагогом слух можно развить. У меня в роду были люди музыкально одаренные, профессиональных музыкантов, конечно, не было, но на чатхане играли, -отмечает музыкант.

В симфоническом оркестре Марина Дорина служит более десяти лет, есть уже опыт выступлений дуэтом с Татьяной Шалгиновой. Однако, каждый концерт для моей собеседницы, по ее признанию, как первый.

— Профессиональный музыкант всегда должен ставить перед собой высокую исполнительскую планку – вне зависимости от уровня подготовленности публики. На мой взгляд, зритель и исполнитель очень сильно обоюдно влияют друг на друга. С одной стороны, хочется, чтобы с каждого концерта каждый зритель – и искушенный в музыкальном плане и широкая публика – вынес что-то новое, хочется передать всю красоту произведения, звучание инструмента. То есть, получается, артист должен «подтягивать» за собой зрителя, с другой стороны, нужно подбирать произведения таким образом, чтобы в зале не сидели человек десять профессионалов, а концерт был интересен всем. Умение находить такую золотую середину очень важно для музыканта-исполнителя, — рассуждает известный в Хакасии флейтист.

Стоит отметить, что волшебный голос флейты Марины Дориной не раз украшал собой концерты республиканской филармонии, и не только. Артистка выступала на многих концертных площадках Хакасии и Сибири, а также на Международных и Всероссийских фестивалях и конкурсах духовых и национальных оркестров и ансамблей.

В ходе нашей беседы с музыкантом мы затронули и такой вопрос: сегодня ходить на концерты в филармонию стало модным, и этот широкий интерес к симфонической музыке в нашем регионе появился, в том числе, и благодаря Юрию Лапшину, в свое время возглавлявшему Министерство финансов РХ, трудившимся первым замом Главы Хакасии.

— Конечно, очень важно, когда люди в правящих кругах понимают всю важность развития культуры в целом, музыкального искусства в частности. В то время, когда в Хакасии работал Юрий Лапшин, для нашей филармонии было приобретено много хороших инструментов, в том числе и флейта. Честно говоря, на тот момент я уже задумывалась об уходе из оркестра – как-то «перегорела» профессионально. Однако, с приобретением нового инструмента – он звучит в разы лучше моего прежнего, флейта из чистого серебра – у меня снова загорелись глаза, захотелось исполнить новые произведения, появляются новые проекты и т.д. Вот так политика может повлиять на профессиональную жизнь музыканта, — смеется флейтистка.

P.S. Концерт камерной музыки для флейты, хобыраха и фортепиано в исполнении Марины Дориной и Татьяны Шалгиновой состоится 19 марта в 18-30 в Большом зале филармонии.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *