Суббота, Март 23, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Это не жизнь, а настоящий…»

«Это не жизнь, а настоящий…»

Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова готовит для любимого зрителя необычную премьеру – спектакль «Пролетая над гнездом кукушки». Одноименный роман, написанный Кеном Кизи, в свое время входил в топ-лист запрещаемых романов на территории Соединенных Штатов Америки наряду с такими произведениями, как «Великий Гэтсби», «Улисс» и «Над пропастью во ржи».

Многие знают сюжет этого знаменитого произведения по одноименному фильму с Джеком Николсоном в главной роли. Однако Сергей Коков – режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга – свою постановку решил построить, опираясь не на фильм, а на первоисточник – роман. Как оказалось, эти два материала отличаются друг от друга.

– Сергей Викторович, расскажите, как вам после культурной столицы нашей страны работается с местными актерами?

– Прекрасно! Я же сам когда-то здесь работал и многих актеров, в том числе и тех из них, кто задействован в постановке, я очень хорошо знаю. И это одна из причин, почему спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» было решено поставить именно здесь.

Я родился в Петербурге, но юность провел здесь, в Абакане. Учился в Музыкальном колледже, потом закончил Петербургскую театральную академию. Играл в Хакасском драматическом театре им. А.М. Топанова и в 90-е годы, когда страна переживала трудные времена, вернулся в Петербург, где живу и работаю до настоящего момента.

– Чем привлек ваше внимание роман Кена Кизи?

– Прежде всего, этот роман очень актуален для сегодняшнего времени. Он очень многогранен, неоднозначен и несет в себе совершенно потрясающих, не похожих друг на друга персонажей! Чтобы точно описать эту историю, нужно очень долго подбирать слова, и в краткую аннотацию всю глубину повествования вместить просто невозможно!

Главными темами нашей постановки стали тема свободы и тема выбора, поэтому я считаю, что спектакль будет интересен как молодому, так и старшему поколению. Все те истории, которые будут представлены на сцене, очень похожи на то, что происходит сейчас в нашей реальной жизни. И все это подается зрителю через юмор и легкую иронию.

– То есть, у вас получилась комедия?

– Нет, мы определили, что наш спектакль выстроен в жанре притчи, но и признаки комедии в постановке тоже есть. Все произведение пронизано таким явлением, как безудержное веселье.

– Сергей Викторович, но как же можно с юмором и иронией рассказывать о том, что происходит с людьми, которые живут в… психиатрической клинике?

– Вы ссылаетесь на фильм, а мы готовим спектакль по роману. Там действие происходит в реабилитационном центре, почти как на курорте. Обитателей никто не держит насильно, они могут покинуть центр в любой момент. Думаю, что в фильме в качестве места действия психиатрическая клиника выбрана для усиления эффекта. Я видел другие постановки этого романа на сцене, и уже по декорациям становилось ясно, что события происходят также в заведении закрытого типа. Мы же поставили перед собой задачу передать эту… психиатрию, это сумасшествие через игру актеров. Это, как оказалось, довольно сложная задача. Но то, что мы придумали, уверен, будет близко и понятно зрителю.

– Расскажите о героях?

– Каждый из них – образ определенного слоя нашего общества. Даже не образ, а настоящий символ. Но есть то, что объединяет всех обитателей центра – они все настоящие приспособленцы. Это становится ясно, когда в их веселой беззаботной жизни появляется главный герой – Рэндл Патрик МакМерфи. Этот человек считает «свободу во всем» своим девизом, кредо если хотите.

– Скорее тогда уж… вседозволенность.

– Да, это более верное слово. Но и у него есть задатки подгребать всех под себя. Стоило ему только переступить порог, так сразу поступило заявление: «Все, ребята! Отныне я тут главный!» Вседозволенность у этого человека в крови. Развлечения на все случаи жизни. Можно ни с кем не церемониться и делать все, что хочется. Но эта затея довольно рискованная: чтобы не оказаться за решеткой, МакМерфи прикидывается нездоровым и оказывается в реабилитационном центре. Отличное место, можно спокойно переждать, пока общество отходит от последствий преступления. Но МакМерфи не таков. Он не может справиться со своей жаждой безоговорочной свободы. Оказавшись на пороге центра, он видит, что все его обитатели совершенно здоровые люди, но стоит появиться начальству, все как по команде «включают дурачка». Люди прикладывают немало сил, чтобы убедить врачей в своей душевной болезни или каких-то физических отклонениях. Ведь и в жизни нам зачастую таким образом проще скрыться от проблем. Героев в этом центре все совершенно устраивает, и менять они ничего не хотят.

– Но зачем они это делают?

– Им просто нравится жить так, когда вокруг безудержное веселье, каждый день праздники, карнавалы, вино рекой… Каждый из них преследует свои корыстные цели. Все друг друга подсиживают, пишут доносы… Знаете, такая своеобразная борьба за выживание. С самого начала понятно, что это не самый дружный коллектив. Хотя его и коллективом-то назвать трудно. Что уж говорить про дружбу…

Обитатели центра смирились даже с наличием сестры Рэтчед, которая кажется такой миролюбивой, доброй и улыбчивой, делает всем подарки, но ее безудержное желание тотального контроля превращается в настоящую диктатуру. Одним слово, все как в жизни.

– Мне почему-то показалось, что ее все ненавидят…

– Возможно. Но все же Рэтчед не является, так скажем, «чистым злом». Она тоже скрывается в этом центре от своих проблем. Все забыли, что она в первую очередь женщина, мечтающая о большой любви, о семье, детях. И у других обитателей центра есть такие личные проблемы и конфликты, от которых они хотят сбежать. Например, Хардинг, которого играет Иван Сайфудинович Салайдинов… Его в этот центр жена сдала. И таких историй много.

– А кто еще из артистов задействован в спектакле?

– Максим Султреков исполнит главную роль – МакМерфи, Алиса Толмачева – сестра Рэтчед. Так же в постановке участвуют актеры Кирилл Султреков, Арлекин Толмачев, Андрей Тюкпиеков и другие.

– Расскажите о стиле neoswing. Кажется, это что-то новое и неизвестное местному зрителю…

– Да, это направление сейчас набирает популярность в Америке и совершенно неизвестно здесь. Наша постановка также будет наполнена танцевальными номерами, зажигательной музыкой и яркими костюмами. Такой поворот для зрителей станет настоящим сюрпризом. Чтобы точно понять, что значит это направление, можно посмотреть танцевальные номера в фильме «Великий Гэтсби». Там весь музыкальный материал – это как раз отражение стиля neoswing. И эта нить безудержного веселья будет тянуться по всему сюжету нашей постановки. Знаете, такая своеобразная терапия, чтобы забыться.

Вера в себя, воля к жизни, поиск своего места, борьба с общественным мнением. Яркие герои, один не похожий на другого, вступают в противостояние, буквально как добро и зло… И это еще не все, что ожидает зрителей.

Увидеть эту необычную постановку знаменитого романа жители республики смогут уже 27 февраля.

Анастасия СПАЛЕВИЧ,

студентка ХГУ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *