Воскресенье, Январь 26, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Экономическая доступность продовольствия: оценки экспертов

Экономическая доступность продовольствия: оценки экспертов

Если население может приобретать качественные продукты в соответствии с доходами и нормами потребления, а траты на питание не «съедают» значительную часть семейного бюджета, значит, в стране все в порядке с экономической доступностью продовольствия. В последние годы под воздействием санкций и продэмбарго ситуация с экономической доступностью продовольствия в России осложнилась, говорится в исследовании, опубликованном в «Экономическом журнале ВШЭ». Автор исследования назвал десять регионов, где сложилась наиболее острая ситуация – в их число вошла и Республика Хакасия.

Автор исследования – доктор экономических наук, руководитель отдела регулирования аграрных рынков Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Константин БОРОДИН. Экономическую доступность продовольствия исследователь определяет как возможность приобретения продуктов питания должного качества по действующим ценам, в объемах и ассортименте, соответствующих доходам населения, но не меньших установленных рациональных норм потребления.

Введение эмбарго ограничило доступ российских потребителей к привычному ассортименту продукции и отрицательно повлияло на доходы населения в результате перехода от традиционных каналов зарубежных поставок на поставщиков импорта с более высокими ценами. Одновременно с ростом цен на продукты питания произошло снижение доходов населения, о чем свидетельствует официальная статистика (Росстат), считает Константин Бородин.

Как отмечается в исследовании, продукты питания заметно подорожали: за два года введения санкций и эмбарго (с 2014-го) — на треть (31,6%), за три года — почти в 1,5 раза (45%). Переход от традиционных зарубежных поставщиков к поставщикам с более высокими ценами отрицательно повлиял на и без того сократившиеся доходы населения. В этих условиях важно понимать и регулярно отслеживать уровень экономической доступности продовольствия (ЭДП). Но каким образом? В мировой практике это делают по двум моделям: ФАО ООН и исследовательской службы журнала Economist (Economist Intelligence Unit). Для России, по мнению автора, ни одна из них не подходит. В первом случае не хватает данных. В РФ не ведется статистика по целому ряду показателей, используемых ФАО: масштабы дефицита продовольствия, распространения недоедания и нехватки продовольствия. Во втором случае оценки возможны только в национальном масштабе без анализа регионов. Отечественных инструментов для измерения ЭДП практически нет — ни в официальных документах, ни в научных работах.

Продуктовая арифметика

Константин Бородин предлагает этот «вакуум» заполнить. Для мониторинга доступности продовольствия он разработал метод с учетом эффектов величины дохода, сбалансированности рациона, цен и доли расходов на продукты питания в стране и регионе. Итоговой единицей оценки стал минимальный (фиксируемый в потребительской корзине) набор продуктов питания, точнее — количество таких наборов, которые среднестатистический гражданин может приобрести в рамках своих трат на продовольствие. В РФ продукты питания составляют около 50% стоимости российской потребительской корзины. В странах Западной Европы расходы на продовольствие в среднем не превышают 20%. В международных исследованиях бедными принято считать тех, кто тратит на еду от 70% своих общих расходов.

Норма по-российски

Предложенная методика позволяет сравнивать уровень экономической доступности продовольствия в стране и регионах в режиме ежемесячного мониторинга. На примере субъектов РФ пяти федеральных округов была рассчитана динамика показателя ЭДП за 2016 год. В целом по России, в зависимости от месяца, он варьировался от 1,13 до 2,3. Пороговое значение (то есть минимум, ниже которого ситуацию можно считать критичной), по расчетам, составляет 1. Следовательно, делает вывод ученый, ситуация с доступом к продуктам питания в России устойчива.

«Самые низкие показатели, как правило, приходятся на первый месяц календарного года, что во многом обусловлено снижением премиальных выплат и праздничными расходами. Начиная с февраля, положение постепенно улучшается — до пиковых значений в декабре. Однако в некоторых субъектах эта тенденция приобретает затяжной характер и продолжает оставаться неотрегулированной в течение многих месяцев», — комментирует Константин Бородин.

В каких регионах есть проблемы?

Исследование выявило ряд территорий с неудовлетворительным состоянием доступности продовольствия. Наиболее острая ситуация (значительная часть населения не в состоянии приобрести хотя бы один фиксированный набор продуктов питания в соответствии с доходами и долей расходов на продовольствие в регионе) в 2016 году сложилась в следующих субъектах: 1) Южный федеральный округ: Республика Калмыкия, Волгоградская область; 2) Северо-Кавказский: Карачаево-Черкесская Республика; 3) Приволжский: Республика Марий Эл; 4)Уральский: Курганская область; 5) Сибирский: Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Томская область; 6) Дальневосточный: Еврейская автономная область.

Почему так происходит? Проблемы могут быть в том числе в структуре производства, которая регулирует факторы, влияющие на ЭДП: доходы населения и цены на основные продукты питания.

Анализ показал, что в валовом региональном продукте регионов-аутсайдеров в основном преобладает аграрный сектор или же в производстве сельхозпродукции превалируют малые предприятия. Малые, в отличие от средних и крупных, не имеют «преимуществ масштаба», позволяющих снижать издержки, а значит и стоимость своей продукции. Там же, где доминирует аграрный сектор, как правило, недостаточно обрабатывающих производств, что влияет на формирование доходов на более низком уровне.

Как повысить экономическую доступность продовольствия?

По мнению автора исследования, меры, направленные на повышение экономической доступности продовольствия, следует осуществлять, во-первых, за счет стимулирования спроса. В этом направлении могут быть реализованы региональные программы поддержки наиболее уязвимых групп населения, доходы которых не позволяют приобрести набор продуктов питания, необходимый для поддержания активного и здорового образа жизни. В частности, целям повышения экономической доступности продовольствия могло бы способствовать предоставление субсидий на организацию питания детей, пенсионеров, беременных и кормящих женщин. Необходимо предусмотреть ряд мероприятий, направленных на повышение доходов местного населения. Одно из них – стимулирование инвестиций в экономику региона, которое может осуществляться посредством либерализации налогообложения прибыли и имущества организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность. Инвестиции в развитие крупных и средних предприятий позволят более полноценно использовать преимущества масштаба, и на этой основе осуществлять производство однородной продукции для удовлетворения массового спроса, в том числе пищевой продукции по доступным ценам. Увеличение численности и расширение масштаба производственных объектов будут способствовать росту спроса на рабочую силу, снижению уровня безработицы, заинтересованности производителей в обучении или переквалификации местного населения. Государственные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры также косвенным образом будут способствовать снижению цен для местных потребителей.

Подготовила Ольга ПЕТРОВА,
по материалам научно-образовательного портала
«IQ» НИУ ВШЭ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *