Вторник, Февраль 19, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Об экономике и финансах, и еще о меценатстве в России

Об экономике и финансах, и еще о меценатстве в России

История влияния экономики, финансов на жизнь, развитие (или наоборот) цивилизации, народов, государств удивительна. Например, пират Балтазар в XIII веке, совершив немало грехов, мечтал их искупить. И для этого стать (ни много ни мало) римским папой.

И помог ему в этом финансист, банкир из Флоренции Джованни Медичи. Он спонсировал приход к папскому престолу богомольного пирата. В благодарность банкирский дом Медичи получил от папы Иоанна XXI безраздельную власть в Италии, в Ватикане, в Европе, финансируя королей, римских пап. Медичи, было время, сиживали на папском престоле. Но и это не стало главной заслугой этого удивительного банкирского, меценатского дома. Они стали крестными отцами эпохи Ренессанса, подарив миру творения великих художников, скульпторов, архитекторов, поэтов, философов, которых приблизил к тосканскому герцогскому двору Лоренцо Великолепный. Мир узнал имена титанов Ренессанса: Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и еще многих творцов, создавших бессмертные произведения искусства.

Сильные мира сего, накопив немалые богатства разными путями, чаще неблаговидными, стремились закрепить свое лидерское влияние в обществе, в политике, экономике через меценатство. Желали оставить свои образы как избранных, оказывая влияние на искусство, науки, культурный, общественный прогресс. Эпоху Ренессанса сменила эпоха Просвещения, после XVIII века стали формироваться свои культурные, научные школы не только в Европе, но и по всему миру. Национальный аспект подстегивал общественный, технический прогресс.

XIX век особый в этом отношении и для России. Частные собрания разбогатевших промышленников, финансистов включали в себя великолепные произведения не только российских художников, как это делали представители купеческого рода Третьяковы, но и картины зарубежных мастеров – Франции, Голландии, Германии, других стран. Яркий пример – С. Морозов, оставивший России, миру творения французских импрессионистов, зародившихся новых направлений в искусстве под общим названием «модернизм».

Недаром XIX век в литературе, живописи, архитектуре, хореографии, науках стал прорывным, «золотым». Он сосредоточил в себе сотни мировых имен, оказавших на эти сферы творческой деятельности человека огромное влияние. За ним последовал «серебряный» век, оставивший неизгладимый след в поэзии, живописи, балете. Поистине «золотой», «серебряный» века в истории российской культуры – кладезь, из которого черпаются примеры вершин в творчестве. А. Пушкин, Л. Толстой, А. Чехов, Д. Менделеев, Н. Пирогов, С. Дягилев, Б. Пастернак, А. Ахматова, В. Серов, И. Репин, тысячи имен великих творцов в искусстве, науках известны всему миру.

ХХ век (я его назвал «стальным») как эпоха постмодернизма (в СССР соцреализма) явил миру плеяду поэтов, писателей: Е. Евтушенко, А Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, В. Астафьев, В. Белов, В. Высоцкий, М. Шолохов, К. Паустовский и сотни творцов сложной, но наполненной человечностью и патриотизмом эпохи.

Ядерное сдерживание отнимало у России много сил и средств, однако Россия в космосе, балете, науках, в борьбе за мир была «впереди планеты всей». Военная тематика, учитывая огромные потери России, СССР в годы Гражданской войны, Первой и Второй мировой войн, заняла в творчестве писателей, поэтов, скульпторов, кинематографистов одно из главных мест.

После развала СССР в начале 90-х годов, пережитого и переживаемого до сих пор экономического кризиса, политической нестабильности в стране и в мире, идеологического шатания, в России подрастают поколения писателей, поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, кинематографистов, осмысливающих произошедшие сломы общественного строя с разных позиций. Пересматриваются идеологические догмы, исторические факты и аргументы, высказываются различные точки зрения на те, или иные исторические события.

Однако вечное побеждает, о чем говорят огромные очереди на выставки В. Серова, И. Айвазовского; снимаются фильмы, захватывающие миллионы зрителей своей масштабностью, тематикой, актуальностью; проводятся кинофестивали, литературные конкурсы; поиск молодых, юных талантов, который показал, какой огромный творческий потенциал заложен в России (конкурсы «Синяя птица», «Голос»), говорит об этом ярко и убедительно.

О значимости для будущего страны литературных, театральных, кинематографических, живописных, скульптурных, архитектурных поисков пока говорить рано, помня гениальное изречение великого поэта: «Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи…»

Но заявляют о себе имена З. Пелевина, В. Сорокина, Л. Петрушевской, Е. Водолазкина, другие.

Русские меценаты строили театры, больницы, творческие училища, школы, приюты, тратя на это свои, и немалые, деньги. Они поддерживали творческих людей России и тем самым развивали культуру и науку страны.

Нынешние российские олигархи, практически за бесценок «прихватизировавшие» народное достояние в смутные 90-е годы прошлого века, пока не торопятся оставить свой след на пути меценатства и проявить истинный патриотизм, вывозя триллионы в офшоры и вкладывая средства в недвижимость за границей.

А проблем-то на пути развития экономики, культуры, науки, здравоохранения социальной сферы немало. Реформы культуры, здравоохранения, науки подкосили эти сферы.

До пробуждения меценатского духа в России пока далеко. Но как знать…

Александр УРАНОВ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *