Йоге уже пять тысяч лет. Говоря просто, йога – это система самосовершенствования. Возникшая в древней Индии, сегодня она очень популярна, интересна многим. И жителям нашего города, кстати! Тренер по йоге Елена ВИННИК сегодня в гостях у газеты «Абакан».
Долой стресс
– Итак. Йога – это…
– Принято считать, что йога – гимнастика для тела и души. Абстрактно, правда? Для меня йоги без людей – таких разных! – нет. Много значит то, что порой человек со сложной судьбой хочет, находит в себе силы, идет и развивается.
– Главная цель йоги?
– У каждого – своя, она очень индивидуальна. Надо слушать себя. Наверное, главная цель йоги – найти свою цель.
– Зачем йога нужна современному человеку, на твой взгляд? Жизнь сейчас очень динамична, мир развивается без остановки…
– Я бы не сказала, что йога нужна всем. Но куда-то идти и что-то делать нужно всем, безусловно! Людям я всегда говорю: «Двигайтесь! Идите дальше!»
– Пишут, что для занятий йогой нужно остановить внутренний диалог. Это что? Мысли?
– Мысли. А еще – внутренняя оценка своих действий, действий и слов людей, оценка окружающего мира. Это мы делаем постоянно. Важно перестать оценивать себя и пространство! Важно принять себя. И тогда становится легче жить.
– А позитив? Насколько он важен для йоги? Например, человек поссорился с кем-то и пришел на занятие. Допустимо ли?
– Наоборот, этому человеку надо прийти! Занятия помогают снять состояние стресса, негативные эмоции.
Ужас крика
– Йога способствует… Чему?
– Поиску себя. Это как ступенька, на которую человек может шагнуть и увидеть чуть-чуть больше.
– Йогой нельзя заниматься в состоянии стресса, нервозности или депрессии. Посоветуй, пожалуйста, людям – как освободиться от негативных эмоций? Бывает, человек «накручивает» себя, в итоге внутри него – черный ком негатива…
– Понятно, что у каждой «накрутки» есть причина, причем не одна, а сотни причин, и они взаимосвязаны. Современность предлагает множество путей решения. Каждый выбирает свой. Важно спросить себя: «Почему мне плохо?»
– Зачастую, когда человек выталкивает свою агрессию, очевидно, что ему плохо.
– Когда такому человеку начинаешь сочувствовать, спрашивать: «У вас, наверное, был тяжелый день?», он затихает. У себя внутри не нужно накапливать плохую энергию.
Негатив копится, копится, пока в какой-то момент мы не выплеснем его на человека: «На, подавись!» Не надо копить это! Маленькую толику гнева можно выдать, почему нет? Иногда и нужно, но копить – зря.
– Знаешь, я, когда грустно или давят мысли о чужом негативе, обнимаю свою дочь, и мне сразу становится легче.
– А порой ребенок сам – объект, куда сбрасывают негатив.
– Кричат… Ужас!
– Главное для родителей – это самоконтроль. Дети очень восприимчивы, они «ловят» все мамины эмоции. Важно остановить себя.
Глубокий вдох…
– Число ваших учеников?
– В моей вайберовской группе человек пятьдесят. Из них активна половина. У меня две взрослые группы (18 лет и старше), в одной десять человек, в другой шесть-восемь. Ходит Саша, она пришла ко мне, еще учась во втором классе, сейчас уже студентка, учится в Томске. Есть и детская группа, школьники.
– Длительность занятия?
– Полтора часа, встречаемся мы три раза в неделю. А дети… Академический час – сорок минут, им больше и не надо.
– Работа с телом. Расскажи о ней. Я сама йогой занималась и понимаю – увлекает это очень…
– Меня добивает этот ярлык: йога – значит, мы сядем и будем петь мантры. Мы мантры не поем. Развиваемся физически. На занятиях мы работаем с телом очень много. Я считаю, что работать с телом человек должен. Я заставляю «пахать».
Асаны (устойчивые позы. – Прим. авт.) мы делаем в динамичном варианте, у нас много силовой практики. Считаю, что без сильных, крепких мышц невозможны здоровые суставы.
– Асаны способствуют…
– Развитию подвижности суставов, это однозначно. Укреплению мышц. Успокоению ума и умению на разные жизненные ситуации реагировать спокойно.
Когда мы говорим про осознанность занятий, появляется осознанность и в обычной жизни. Лишний раз нервничать и дергаться мы уже не будем.
– На сто процентов так! А ваши упражнения? Асаны я уже не делаю, например. Я отжимаюсь.
– Да, и планка, и отжимание обязательны.
– Я помню это состояние – ты занимаешься йогой, и от тебя «отпадает все», приходит та самая «тишина ума»…
– Да, нужно просто встать на коврик (смеется). Конечно, и свободное время!
– Какие способы остановить внутренний диалог предлагает йога?
– Дыхание (пранаяма), медитация и физические упражнения непосредственно. Даже достаточно сделать глубокий вдох и выдох.
Родная Хакасия
– Медитация. Что это?
– Я не медитирую так, как принято в классической йоге. Сидишь в сукхасане (сидение по-турецки. – Прим. авт.), закрыты глаза, внутренний диалог остановлен. Такое «растворение в пространстве». Повторение мантр. Это то, что называется в йоге медитацией.
У нас она другая. Мы лежим в шавасане, дышим. Есть взрослые, которые идут своим путем, развиваются и медитируют сами. В конце занятия мы минут десять находимся в расслабленном состоянии.
Как человек православный, я не читаю мантры. Они не дают мне того, что дают молитвы. Это концентрация хорошей энергии. Когда ты произносишь молитву, меняется само пространство вокруг.
– Родина йоги – Индия. Ты сказала, что никогда не была там. Мечтаешь побывать?
– Нет. Меня не тянет. Я нахожусь там, где должна быть. Это место моей силы. За границей мне одиноко, тянет назад.
– Прекрасно понимаю тебя. Пожив в Петербурге, я вернулась в Хакасию, не раздумывая… И о хатха-йоге. Сегодня она – самая известная и популярная разновидность йоги.
– Это один из самых распространенных видов йоги. Освоение хатха-йоги началось в прошлом веке, когда ее привезли в Европу. Один человек давал ее статично – для болезненных, айенгаровскую. А вот аштанга-йога другая.
Волна популярности йоги (а это начало двухтысячных годов) уже прошла. Йога уже не кажется чем-то новым. Зачастую она – как и многое другое – имеет под собой коммерческую основу. В России клубов сейчас немало.
– Ваш клуб…
– Он трансформируется. Я уже задумываюсь над тем, чтобы сделать его шире, не просто занятия йогой. Я уже не одна. Пока каждый из нас идет по отдельности. Моя подруга ведет атлетик-стрейч и йогу.
Есть еще два человека, с которыми я взаимодействую. Мы можем снимать ролики, например. Я уже думаю, как и в каком направлении это расширять.
Лика КРАСКО
Фото Ивана Чикишева