Понедельник, Январь 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Мэр Абакана рассказал о планах развития столицы в 2019 году

Мэр Абакана рассказал о планах развития столицы в 2019 году

Легкоатлетический манеж, лицей на 1000 учеников, по оснащенности сопоставимый с современными университетами, два больших детских сада с бассейнами, ремонт магистральных улиц города и даже строительство крытой ледовой арены – все это ожидает Абакан в новом, 2019-м, году. Сколько городу нужно заработать, чтобы реализовать все амбициозные планы, за счет чего Абакану удается не снижать темпов развития, какую помощь из федерального бюджета получит в 2019 году республиканская столица – обо всем этом в беседе с Главой города Абакана Николаем БУЛАКИНЫМ.

Николай Генрихович, прежде чем говорить о планах работы на 2019 год, несколько слов об итогах 2018-го – насколько успешен он был для Абакана в плане развития города, учитывая смену руководителя региона, существенное обновление состава Совета депутатов города Абакана?

– Прошедший 2018 год был весьма непростым, богатым на политические события, вместе с тем очень интересным и результативным по самым разным направлениям развития города. Смена руководителя исполнительной власти региона – это всегда очень важное событие в жизни любого субъекта РФ. Что касается нашей республики, пока давать какие-либо оценки новой команде Главы Хакасии Валентина Коновалова преждевременно. Есть некоторые настораживающие моменты, однако есть и надежда, что по ряду направлений ситуация в республике изменится в лучшую сторону, главный вопрос для команды нового губернатора – это, конечно, улучшение финансовой ситуации, экономического развития региона.

В прошедшем году абаканцы избрали и новый состав городского Совета депутатов – персонально представительный орган муниципалитета существенно обновился, своих представителей в нем получили семь политических партий. Впрочем, на местном уровне партийная принадлежность депутата особого значения не имеет. На местном, муниципальном уровне мы решаем по большей части хозяйственные (какие объекты построить, отремонтировать), социальные вопросы, политики здесь нет. В данном случае гораздо важнее личностные качества депутата, его активность, грамотность при отстаивании интересов своих избирателей. Прошедшие в 2018 году три сессии обновленного Совета депутатов города Абакана дают мне основание быть уверенным в конструктивном сотрудничестве администрации города с представительным органом муниципалитета. Наша общая цель – решить как можно больше городских вопросов в непростых финансово-экономических условиях. В условиях, когда нерешенных вопросов много, а средств на все недостаточно, очень важно грамотно определить приоритеты. Здесь и могут сыграть свою позитивную роль депутаты: в спорах, диспутах мы вместе определяем, что требует первоочередных мер, а что можно отложить на некоторое время. Уже много лет муниципальные власти строят свою работу в строгом соответствии со Стратегическим планом развития города Абакана. В то же время Абакан не может не испытывать на себе влияния общереспубликанской финансово-экономической ситуации, учитывая, что мы – единственный муниципалитет-донор бюджета Республики Хакасия. Львиная доля собираемых в Абакане налогов идет в бюджет республики. Для нашего города региональными властями установлен минимальный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, собираемого на территории Абакана, – 15%. Этот минимум предусмотрен российским законодательством, меньше устанавливать уже просто нельзя. Город Абакан – единственный в Сибирском федеральном округе региональный центр с таким низким нормативом отчислений НДФЛ. К примеру, в Красноярске он составляет 25%, в Новосибирске – 30%. Если сравнивать с городами из нашего субъекта: Черногорску остается 40% собранного в городе НДФЛ, Саяногорску – 45%, все равно эти муниципалитеты вынуждены обращаться за финансовой помощью к региональным властям. Абакан в столь жестких нормативных условиях работает уже несколько лет (с 2012 года), за это время мы привыкли рассчитывать только на собственные силы, стараемся улучшить свое финансовое положение за счет неналоговых доходов. В умении зарабатывать деньги федеральные эксперты в 2017 году отнесли наш город на первую позицию. Доходы от аренды и продажи муниципального имущества в расчете на 1 га в Абакане составляли 67,7 тыс. рублей, для сравнения: Великий Новгород – 51,5 тыс. руб., Псков – 21,2 тыс. руб., Кызыл – 3,1 тыс. руб. В процентном соотношении доля неналоговых доходов в бюджете города достигает 47%, это один из самых высоких показателей по стране.

2018 год для Абакана в финансовом плане был также удачным и благодаря тому, что впервые за всю историю нашего города НДФЛ в республиканской столице заплатил угольный олигарх Эдуард Худайнатов. На время подачи декларации Эдуард Юрьевич зарегистрировался на территории города Абакана, его НДФЛ как физического лица составил 5,7 млрд рублей, в бюджет города поступили 772,5 млн рублей, республика, соответственно, получила 4,5 мдрд рублей. За счет этих средств, которые выступили своего рода спасательным кругом, республике удалось решить многие вопросы. В частности, Абакан рассчитался по имеющимся долгам с поставщиками товаров и услуг, большую часть этих первоначально не запланированных в бюджете города средств мы направили на увеличение инвестиционной программы города.

Для развития города помимо собственных средств администрация привлекает и федеральные – Абакан участвует в федеральных целевых программах…

– На собственные средства мы возводили и продолжим строительство в новом году пяти (!) спортивных объектов одновременно: на финишную прямую выходят физкультурно-оздоровительный комплекс по улице Лермонтова, третья очередь спорткомплекса «Абакан» (легкоатлетический манеж), еще много работ потребуют спортивный зал в Красном Абакане, Центр настольного тенниса и Центр единоборств. Среди позитивных моментов ушедшего 2018 года – участие Абакана в федеральных целевых программах. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» в новом микрорайоне Абакана возводится новая большая школа на 1000 учеников – по архитектуре это будет практически университет. Строительство такой школы обойдется в 920 млн рублей, 70% этой суммы – средства федерального бюджета, 30% – средства бюджета города Абакана. В рамках этой же федеральной программы в городе строятся два больших прекрасных детских сада с бассейнами, надеемся, что уже летом 2019 года они смогут принять своих первых воспитанников.

Инвестиционная программа города Абакана в прошедшем 2018 году составила 1,5 млрд рублей (вместе с федеральными средствами), для нас это рекордная сумма. Город ставил перед собой амбициозные задачи, все они были решены, запланированные средства освоены в установленные сроки. Однако обнаружились и слабые стороны в экономике города: нехватка строительных мощностей. На дорожное строительство в 2018 году Абакан направил из городского бюджета около 300 млн рублей. Мы решили много актуальных вопросов: достроили улицу Кирова (проложено шестиполосное дорожное полотно до перекрестка с улицей Некрасова), улицу Авиаторов, Торосова и ряд других. Однако в ряде случаев наши подрядчики справились с заданием не в полном объеме – часть участков «ушла в зиму», что при дорожном строительстве нежелательно. Как мы убедились, столь большие объемы работ наши строительные организации осваивают с трудом. Однако в целом, повторюсь, все планы по развитию города мы реализовали.

Амбициозные планы прошлого года реализованы в полном объеме, 2019 год будет таким же масштабным в плане городского строительства? Либо же без незапланированного, как вы назвали, «спасательного круга» в виде НДФЛ угольного олигарха доходы, а, соответственно, и расходы городского бюджета будут скромнее?

– Поступления в бюджет города средств от НДФЛ Эдуарда Юрьевича Худайнатова мы не планируем – будем реалистами, повторение прошлогоднего варианта маловероятно. Конечно, если эти деньги будут, мы сможем решить гораздо больше городских вопросов. Однако 2019 год, как мы планируем, по финансовым показателям будет сопоставим с успешным 2018 годом – благодаря активному участию в федеральных целевых программах. Доходы городского бюджета в 2019 году, как мы ожидаем, составят 5 млрд 358 млн рублей. Еще около миллиарда рублей может поступить в течение 2019 года благодаря участию столицы Хакасии в федеральных целевых программах. К слову, все текущие показатели исполнения бюджета города я отслеживаю в ежесуточном режиме: каждый день я заношу в свой компьютер все поступающие в бюджет средства. Так что можно сказать, что у нас каждый бюджетный рубль на контроле. Мы планируем, что городские доходы дополнят субсидии из федерального бюджета на строительство еще одной большой школы на 1000 мест (она будет располагаться 8-м микрорайоне), на строительство, ремонт и реконструкцию городских дорог. Отметим, что дорожное строительство будет вестись в рамках отдельной федеральной целевой программы, в 2019 году данная программа впервые будет нацелена на главный город региона. Будут отремонтированы магистральные улицы Абакана: Щетинкина, Пушкина, ряд других улиц с большим движением. Также в Абакане продолжит реализовываться федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» – в 2019 году мы получим 58 млн рублей (всего региону будет выделено 140 млн рублей). Абакан получит на формирование комфортной городской среды больше, чем в прошлом году, так как успешно реализовал план 2018 года. Таким образом, после всех корректировок бюджет города на 2019 год, как мы ожидаем, составит порядка 6,4 млрд рублей. Инвестиционная составляющая в расходной части городского бюджета вновь будет рекордной – нас ожидает интенсивная созидательная работа, направленная на то, чтобы Абакан вышел на новый уровень развития.

И это вы еще не упомянули о строительстве в Абакане крытой ледовой арены… Как отмечалось в новостных телесюжетах перед новогодними праздниками, город получит на строительство арены помощь федерального бюджета в размере 700 млн рублей?

– Это не планы 2019 года. Строительство ледовой арены – проект, требующий длительного времени. Идея строительства уникального для нашего региона спортивного объекта, долгожданного объекта, начала воплощаться еще месяцев пять-шесть назад. С предыдущим главой региона Виктором Зиминым мы договорились совместно строить крытую ледовую арену. После этого Виктор Михайлович побывал у Президента Российской Федерации и получил у него резолюцию на обращении республики: выделить 700 миллионов рублей на строительство ледовой арены в Абакане. Это не стоимость проекта, пока еще проект отсутствует. Это – намерение оказать финансовую помощь. Если спортивный объект будет стоить дороже, необходимо будет добавлять собственные средства. Абакан готов строить арену с собственным софинансированием. Но для софинансирования объекта из городского бюджета Абакан должен выступить заказчиком строительства. Так как решение о заказчике строительства крытой ледовой арены принято – это будет Абакан, мы в январе 2019 года объявим творческий конкурс на эскизный проект: как ледовая арена должна выглядеть со стороны, внешне, внутренне, затем, выбрав наиболее удачный эскиз, мы объявим тендер на проектирование. Это еще пять-шесть месяцев, а также время займет прохождение экспертизы. Проектно-сметная документация, естественно, тоже стоит денег. Выполнение проектно-сметной документации будет оплачено из городского бюджета. Запроектировать такой объект стоит ненамного дороже, чем покупать готовый проект: нужного нам проекта, с соблюдением нашей сейсмики, нет, значит, готовый проект нужно будет все равно переделывать, приводить в соответствие с требованиями по нашему региону. Когда проект будет готов, мы выйдем на тендер по определению подрядчика и начнем строить. Предполагаем, что строительство крытой ледовой арены будет в 2020–2021 годах. Место для строительства арены уже определено: это будет жилой район Арбан, там же, где расположится уникальный парк. В конкурсе эскизных проектов крытой ледовой арены, который в январе 2019 года объявит Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, приглашаются к участию архитекторы, которые могли бы предложить Абакану интересное решение. Основа для эскизного проекта – крытая ледовая арена на 1000–1500 зрительских мест, различные тренажерные, вспомогательные, административные помещения и т. д. Предполагаемые параметры и содержательное наполнение объекта будут прописаны в положении о творческом конкурсе эскизных проектов. Победитель, который предложит наиболее удачную концепцию, позволяющую в дальнейшем по этому эскизу изготовить проектно-сметную документацию, получит серьезный финансовый приз.

Окончательная стоимость строительства крытой ледовой арены будет известна только после изготовления проектно-сметной документации. Вместе с тем, параллельно изготовлению документации в 2019 году будут выполнены необходимые действия по заявке на финансирование строительства крытой ледовой арены в Абакане из федерального бюджета и ее защите в федеральных структурах.

Подводя итог нашей беседы, можно констатировать: Абакан, несмотря на непростые финансово-экономические условия, в 2019 году продолжит развиваться. Вы обозначили строительство крупных, наиболее значимых социальных объектов. Вместе с тем, можно услышать и такую точку зрения: лучше бы промышленность развивали, строили производственные предприятия?

– Абакан, вспомним, никогда не был крупным промышленным центром, и сегодня республиканская столица – город малого и среднего бизнеса. Следует понимать, что малый и средний бизнес работает не только в сфере торговли и оказания услуг, в Абакане много субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством. Об этом я могу говорить не только исходя из данных статистики, как Глава города по итогам торгов я подписываю документы по аренде земельных участков, так вот многие из них предприниматели арендуют под строительство промышленных предприятий (пищевая, легкая, перерабатывающая промышленность и т. д.). Абакан сегодня трудоустраивает не только самих абаканцев, но и жителей близлежащих населенных пунктов (Черногорск, Усть-Абакан, Белый Яр и др.) и даже соседнего Красноярского края (речь идет о жителях Минусинска). Ежегодно органами госстатистики фиксируется существенный, в 2–3%, рост числа работающих в республиканской столице граждан, что является ярким показателем развития города. Абакан является локомотивом развития региона, уверен, что и в новом, 2019-м, году мы не снизим темпов созидательной работы.

Подготовила Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *