Воскресенье, Январь 20, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Новый тренд в образовании: открытие корпоративных и свободных университетов

Новый тренд в образовании: открытие корпоративных и свободных университетов

Преподаватель Инженерно-технологического института главного вуза республики Ирина КАРЦЕВА побывала в Дальневосточном федеральном университете на заседании международного комитета по проекту европейского союза Erasmus+ «Совершенствование инженерных образовательных программ на основе дуального обучения» (TEEDE).

Участниками встречи стали представители из пяти городов России: Москвы, Владивостока, Томска, Омска и Абакана. Эксперты проанализировали совместные промежуточные результаты работы над проектом, а также обсудили вопросы модернизации инженерных образовательных программ на основе принципов практико-ориентированного подхода европейских стран.

Ирина Владимировна, в чем главная цель образовательной встречи? Какие проблемы вам удалось обсудить?

Сегодня меняется идеология в сфере образования. Речь идет о переходе на неформальные способы его получения. Поэтому особое внимание было уделено вопросу развития практикоориентированного обучения в Дальневосточном федеральном университете.

Модератор семинара, президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков, рассказал нам о результатах проведенной им сравнительной оценки состояния инженерного дела и образования в стране, а также противоречиях между качеством подготовки инженеров и требованиями работодателей.

Способность быть влиятельным на мировой арене для отдельно взятого государства во многом определяется уровнем развития и конкурентоспособностью его экономики. Так, страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан, а также устойчивые в среднесрочной перспективе стабильные темпы экономического роста. Важнейшей составляющей для национальной экономики считается производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, включая производство новых знаний и оказание образовательных услуг. Экономическое развитие современных государств в значительной степени зависит от наличия образованных и компетентных специалистов и технологий, повышающих производительность труда. При этом сектор высшего образования способствует реализации этих потребностей. Так, анализируя стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 г., можно отметить одно из приоритетных направлений развития экономики – это укрепление позиций страны на рынках высокотехнологичных, образовательных и прочих интеллектуальных услуг. Однако внутренние затраты на исследования и разработки в России в 2018 году составили лишь 1,1% от валового внутреннего продукта, а расходы на образование – 3,86%, что явно не способствует реализации этой амбициозной цели. А согласно исследованиям Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия по состоянию на 2017–2018 годы в рейтинге по интегрированному показателю глобальной конкурентоспособности стран мира находится на 38-м месте, по версии IMD – на 46-м месте, в том числе после таких стран, как Китай, Таиланд, Чили, Азербайджан, Индонезия и Мальта. При этом по уровню валового национального дохода на душу населения, по версии Всемирного банка, она только на 87-м месте. И с каждым годом идет тенденция на снижение, то есть речь идет о том, что все меньше благ становится доступно нашим людям. Среди них и качественные образовательные услуги.

Сегодня практически никто в нашей стране не делает покупкой мечты отечественный автомобиль или холодильник, все меньше желающих носить отечественную обувь или одежду. Уважаемые бренды с русскими буквами можно пересчитать по пальцам. Даже утюги и чайники, которые стоят у нас дома, произведены за рубежом.

Как вы считаете, с чем это связано?

Исследуя этот вопрос, Ассоциация инженерного образования в России отмечает среди современных вызовов высшему инженерному образованию отсутствие выстроенных связей между органами власти, бизнесом и образованием, понимания ими рыночных тенденций, а также смещение центра тяжести требований к научно-производственным специалистам вуза на цифровую результативность научно-исследовательской работы. Сегодня большинство работодателей заявляют, что им необходимы от молодых специалистов способность системно и самостоятельно мыслить, эффективно решать производственные задачи с использованием компетенций, полученных в вузе, умение работать в команде, знание бизнес-процессов, умение аргументированно презентовать свою идею и в совершенстве владеть иностранными языками. А вузы в свою очередь выстраивают свою работу так, чтобы у выпускников, прежде всего, были знания по изучаемым дисциплинам: естественнонаучным, гуманитарным, общепрофессиональным и другим. При этом основными недостатками выпускников, по мнению работодателей, являются чрезвычайно низкая эффективность и производительность труда, отсутствие навыков делового общения и опыта использования высокопроизводительных средств компьютерного сетевого проектирования (CALS-технологии), ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей и других.

Экспертный семинар – это новый способ исследования проблем и поиска возможных решений, в том числе в образовании, а также отличный шанс пообщаться с коллегами, обсудить различные точки зрения и попытаться найти истину в процессе дискуссий. Всегда полезно послушать, к каким выводам приходят исследователи в процессе своей работы. Такие встречи обычно проводятся в неформальной обстановке и сочетают в себе много активностей: дискуссию, мозговые штурмы, опросы, индивидуальную и командную работу. Поэтому результаты подобных исследований значимы не только для ученых, но и для участников образовательного процесса. Среди них – руководители системы образования, преподаватели и студенты.

Какая из образовательных моделей университетов вам ближе?

Происходящая в настоящее время трансформация университетского образования неслучайна в условиях глобальных экономических изменений, вызванных информационной революцией. Когда в обществе главным продуктом производства и потребления становится информация, которая благодаря компьютерным технологиям мгновенно распространяется по всему земному шару, положение университета принципиально меняется. Корпоративные, свободные, открытые, цифровые, виртуальные и другие модели университетов активно внедряют и пробуют по всему миру. Тенденции в вузовском образовании, которые мы сейчас наблюдаем – это нарастающая массовость высшего образования, повышение приоритетности прикладных направлений подготовки, распространение онлайн-обучения и другие особенности. Поэтому игнорировать эти тенденции, по меньшей мере, для университета недальновидно. Нельзя сказать, что только одна из этих моделей интересна или перспективна. Я думаю, умелое сочетание разных моделей позволит создать университет нового вида, который будет интересен и тем, кто в нем работает, и тем, кто приходит в него учиться.

Так, корпоративные университеты самостоятельно создают предприятия-работодатели и готовят специалиста, который без периода адаптации мог бы приступить к работе. А в свободном – нет учебного плана. Там формируются междисциплинарные команды по психологическим особенностям человека. Они работают над решением конкретных задач, которые ставят перед ними работодатели или научные руководители. Вместо оценок – заработанные деньги! К примеру, такой опыт практикуется в TAMK (Финляндия) на программах обучения бизнес-менеджменту, где конкурс составляет 280 человек на место, а по итогу обучения их выпускники, как правило, становятся учеными-бизнесменами. Подобные инициативы появляются и в России. Например, проекты «Газпром-класс» для подготовки перспективного кадрового резерва ОАО «Газпром» или «Школа 21» как образовательный проект Сбербанка для подготовки специалистов в сфере IТ.

Какие разработаны рекомендации по совершенствованию инженерного образования на основе проделанной исследовательской работы?

Среди основных рекомендаций можно отметить следующие: усиление использования потенциала производства для подготовки специалистов (целевая подготовка, дуальное обучение, базовые кафедры, «завод-втуз», блочно-модульные учебные планы и др.), стажировка преподавателей инженерных дисциплин на предприятиях – технологических лидерах, модернизация образовательных технологий (от лекций к диалогу в сочетании с технологиями дистанционного обучения), обучение работе в команде, учет индивидуальных особенностей студента, в том числе на основе систем искусственного интеллекта, глубокое погружение в проблемный контекст (обучение ради стартапов, выполнение сквозных междисциплинарных проектов), создание необходимых социальных условий для преподавателей в вузе и инженеров на предприятии, задействованных в процессе обучения.

То есть, в рамках нашего семинара мы получили не только оценку текущего состояния инженерного образования в ДВФУ, которая была намного глубже той оценки, которую давали интуитивно наши эксперты, но и конкретные взвешенные рекомендации для улучшения ситуации в стране.

Ваши общие впечатления от поездки и планы на ближайшее будущее в рамках данного проекта?

Мы изучаем различные успешные модели реализации высшего образования в вузах-партнерах и ищем, что можно применить у себя в университете уже сегодня.

В завершение встречи университетские коллеги подарили нам великолепную прогулку по морю, во время которой мы увидели российские военные корабли, новые верфи и насладились восхитительной природой Дальнего Востока!

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *