Воскресенье, Январь 20, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Николай Степанчук: «Учитель сегодня – это проводник в море информации»

Николай Степанчук: «Учитель сегодня – это проводник в море информации»

Как отмечают эксперты, о повышении престижа профессии педагога можно говорить тогда, когда в школу идут работать учителя-мужчины. Системе образования города Абакана в этом плане есть чем гордиться – число педагогов-мужчин в абаканских школах растет с каждым годом. Причем отмечается не просто количественный рост, работать в абаканские школы идут увлеченные своим предметом, харизматичные, творческие учителя-мужчины. Вот и победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2019»  г. Абакана стал молодой учитель информатики школы № 9 Николай СТЕПАНЧУК.

Как сделать урок интересным для всех учеников в классе? Каким должен быть современный школьный учитель? Насколько привлекательна сегодня профессия педагога для мужчин? Обо всем этом – в нашей беседе с победителем муниципального конкурса «Учитель года – 2019».

В финал муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2019» вышли пять талантливых абаканских педагогов. Как посчитали члены жюри, лучше всех справился с конкурсными испытаниями и представлять Абакан уже на республиканском конкурсе будет учитель информатики школы № 9 Николай Степанчук.

– На отборочном, заочном, этапе конкурсанты представляли свои сайты педагога и писали эссе на тему «Я учитель». На очном этапе мы проводили открытые уроки по своим предметам, собственно финал – мастер-класс для коллег. Членам жюри виднее, но, видимо, они почитали, что я справился с заданиями лучше моих соперников, хотя все мои коллеги также показали очень интересную, творческую работу, – вкратце рассказывает об участии в конкурсе мой собеседник.

Педагогический опыт, как отмечает сам Николай, у него небольшой – всего четыре года. Поэтому в шутку поинтересовалась у собеседника, было ли участие в столь серьезном конкурсе для него «добровольно-принудительным», либо же молодой педагог посчитал, что ему уже есть чем поделиться с коллегами-конкурсантами.

– Принуждения, естественно, никакого не было, но и сам я инициативы участия в конкурсе не проявлял – считал, что мне пока нечем поделиться с коллегами. Руководство школы у меня лишь поинтересовалось, готов ли я поучаствовать в конкурсе? Администрация школы в лице директора, завучей, педагоги-коллеги – все выразили мне готовность помочь с подготовкой к муниципальному этапу «Учителя года – 2019». Безусловно, благодаря методической помощи, консультациям, поддержке коллег-учителей, руководства школы мне удалось провести на достойном уровне и открытый урок, и мастер-класс, – отмечает победитель конкурса.

Это сегодня Николай Николаевич Степанчук – уважаемый коллегами и учениками учитель информатики в общеобразовательной школе. Четыре года назад выпускник-бакалавр ХГУ им. Н.Ф. Катанова со специальностью по диплому «Физико-математическое образование», только что поступивший в магистратуру ХГУ им. Н.Ф. Катанова, даже не мыслил о профессии учителя.

– Как и большинство моих однокурсников, я думал о работе в совсем другой отрасли, поступил в магистратуру. До этого, на последнем курсе бакалавриата, я проходил педагогическую практику в школе № 9. Вот уже буквально накануне начала нового учебного года в школе № 9 неожиданно уволился учитель информатики, администрация школы предложила мне попробовать себя в роли педагога. Мое рабочее расписание позволяло совмещать учебу в магистратуре и работу в школе. Я решил, что поработаю, пока учусь, а там видно будет. Однако работа с детьми мне очень понравилась, да и коллектив меня принял весьма радушно. Вообще мне всегда нравилось обучать других. К примеру, я давно играю на гитаре, и ко мне часто подходили с просьбой: научи, и мне нравилось видеть, как человек, еще вчера ничего не умевший в этом деле, через несколько дней начинал демонстрировать первые успехи. Плюс работа с детьми в любом случае делает взрослого человека счастливее: смотришь на эти веселые беззаботные лица и сам становишься хоть немног, но жизнерадостней. Хочется продолжать работать с задором, дарить детям улыбку и радость. За все время работы в школе у меня ни разу не возникло мысли о смене сферы деятельности. Как уже отмечал, многое значат понимание и поддержка коллектива и администрации школы. Наслышан от своих коллег из других школ, другого региона о том, что не всегда молодым педагогам удается найти общий язык и понимание с администрацией образовательного учреждения, более опытными учителями. Мне, к счастью, в этом плане повезло: в коллективе прекрасная рабочая атмосфера, администрация школы дает возможность профессионального развития, плюс вполне достойная заработная плата. Учитывая все эти факторы вместе взятые, профессия школьного учителя для меня весьма привлекательна, – делится мыслями мой собеседник.

Победа в муниципальном этапе конкурса, по словам Николая Степанчука, дала дополнительный стимул дальнейшему профессиональному развитию, работе над собой. Никакого снобизма, мол, я работаю в столичной школе, а в конкурсе будут состязаться педагоги из районных школ, у Николая Степанчука нет:

– Учитывая современные технологии, совершенно не важно, в какой школе работает учитель: сельской или в городе-миллионнике. Главное, чтобы человек обладал знаниями в методике обучения, был профессионалом в своем предмете. Вообще, на мой взгляд, в школе могут работать лишь люди, у которых есть определенный педагогический талант. Знаете, как говорят, для успеха в бизнесе должна быть предпринимательская жилка, точно так же в школе нужен талант, предрасположенность к профессии учителя. Я сам – выпускник сельской школы, и сегодня, уже имея определенный педагогический опыт, вспоминаю, как достойно работали мои учителя, давшие мне хорошие знания по многим предметам. Так что, полагаю, республиканский этап конкурса будет весьма непрост, ведь состязаться придется с лучшими из лучших педагогов из других муниципальных образований республики, – рассуждает конкурсант.

В школе № 9 Николай Степанчук преподает информатику в классах с 7-го по 11-й. По словам моего собеседника, проблем с дисциплиной на уроках нет.

– В каждом классе есть ребята, любящие поболтать на уроке, заняться чем-то другим, нежели заданием учителя. Всегда можно найти способ воздействия на таких учеников, дать им интересное для них задание, чтобы они всю свою энергию направили в нужное русло. Также я считаю, что каждому ученику нужно обозначить цель и поставить условия, когда он сам ее достигнет. Тогда на уроки ученик будет ходить охотно, потому что самостоятельно научился достигать результата, а это успех. Плюс еще один фактор: наша школа – окраинная, и среди наших учеников нет «мажоров», обычные нормальные, добрые дети. Дети всегда, во все времена, я считаю, одинаково хорошие, главное – найти к ним подход, чтобы им было интересно учиться, – отмечает учитель.

Чем отличаются современные дети от предыдущих поколений школьников, так это владением современными технологиями.

– У меня первый мобильный телефон появился лет десять назад, когда я уже отслужил в армии. Сегодня смартфоны и планшеты у детей буквально с садика. К сожалению, не всегда это идет детям на пользу. Я замечал, что родители современными гаджетами просто «выключают» детей – те сидят, уставившись в экран телефона, и не отвлекают маму или папу от важных дел. В итоге ребенок с самого раннего возраста привыкает к восприятию лишь какой-то яркой картинки, весьма маленького объема информации, анализировать большие объемы информации ему уже сложно. Наша школа в этом учебном году выиграла и реализует грант по популяризации книжного чтения. Я, как учитель информатики, монтирую с детьми «буктрейлеры» – ролики, популяризирующие то или иное произведение, чтобы снять такой ролик, ребенок должен сначала сам прочитать книгу. Помимо этого, в школе работают медиацентр, театральная студия, студия изобразительного искусства, клуб сценаристов и т. д. – в общем, много интересного, где дети могут реализовать себя и без электронных гаджетов, – рассказывает Николай Степанчук.

В ходе нашей беседы победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2019» уже отмечал, что для работы в школе у человека должна быть определенная предрасположенность. Вместе с тем, по словам моего собеседника, современная система подготовки педагогических кадров далека от совершенства.

– Я пришел в школу, имея за плечами педагогическую практику в виде четырех самостоятельно проведенных уроков на последнем курсе бакалавриата. Чему человек может научиться за 4 урока?! У нас не было возможности проникнуться будущей профессией, получить какие-то практические навыки – это касается не только педагогических профессий. К сожалению, сегодня отмечается большой отрыв того, чему тебя обучают в вузе, от того, что ждет молодого специалиста на практике. Предполагаю, что некоторые вузовские преподаватели-теоретики, блестяще зная все методики обучения того или иного предмета в теории, приди они в школу к детям, могут и не справиться, – улыбается мой собеседник.

В завершение нашей беседы, возвращаюсь к конкурсу, одним из заданий которого было написание творческого эссе о профессии учителя. Так каким же должен быть современный школьный учитель?

– На мой субъективный взгляд, в современном мире, когда любую информацию человек может найти, буквально не вставая с дивана – достаточно набрать в поисковике смартфона интересующий вопрос, учитель должен стать для ученика проводником в этом море информации. Мы должны вести ученика, направлять его, научить его методике работы с огромным потоком информации, – считает «Учитель года – 2019» города Абакана Николай Степанчук.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *