Какой урок можно назвать эффективным? Может быть, тот, который прошел точно по сценарию, как говорится «без сучка, без задоринки»? Или, может быть, эффективный урок – это импровизация педагога, которая возникает внезапно, по ходу урока, и как закончится такой урок, предугадать невозможно. А если урок не получился? Цель не достигли, не успели… Так увлеклись работой на уроке, так было интересно, что забыли о времени… Этот урок уже не назовешь эффективным? Можно, конечно, еще порассуждать на эту тему, однако стоит выделить главное: эффективный урок – это урок «думающий», «слушающий», «спорящий», зовущий, увлекающий. Урок, на котором не смотришь на часы, думая, когда же звонок, а ищешь, рисуешь, представляешь эти часы, чтобы рассчитать начало следующего урока через неделю, месяц или даже через год… Урок, на котором рождается завтрашний успех каждого ученика!
Успех в труде – первостепенное условие становления личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой, перспектива успешного завтра. Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность за успех труда. Создание личностно-ориентированной образовательной среды в начальной школе – необходимое условие достижения высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Главными принципами организации развивающей среды являются: единство подхода к ребенку, индивидуализация педагогической работы, создание психологического комфорта и поддержка детей, использование современных образовательных технологий. Наиболее эффективными в создании ситуаций успеха являются: технология сотрудничества и технология проблемного диалога, содержательный вектор которых предполагает использование в практике работы конкретных методических приемов («шлейфа» по В.Ф. Шаталову). Так, на уроке обучения грамоте в 1-м классе можно использовать прием «полетное повторение» при работе с динамической таблицей слогов в поиске пар слогов, а затем и составлении слов. Прием «открытие» эффективен при подборе моделей к конкретным словам, составлении словосочетаний и предложений и даже моделировании текста. На этапе целеполагания (урок русского языка «Мы делили апельсин», 1-й класс) учителем была создана проблемная ситуация – прием «образовательная интрига», для разрешения которой ребятам нужно было постучаться в домик к Азбуке, поздороваться с буквой-хозяйкой квартиры и отгадать задуманное слово-апельсин. Прием «таинственный предмет» способствовал возникновению познавательного интереса к изучаемому материалу на уроке.
На этапе практического применения знаний прием «поймай ошибку» позволил ребятам помочь герою написать поздравительную открытку, правильно разделив все слова для переноса.
Человек развивается как в обучении, так и в воспитании. Жизнь создает для этого соответствующую среду. Взаимодействуя с ней, человек приобретает важнейший теоретический и практический опыт. Так Жизнь воспитывает человека.
Для целенаправленного создания соответствующих развивающих ситуаций, ориентированных на успех каждого ученика, необходимо определить УСПЕХ-ИНДИКАТОРЫ развития в обучении и воспитании – «методические ориентиры» образовательной деятельности. Для того, чтобы обучение было эффективным и успешным, оно должно быть для каждого ученика личностно-значимым, важным и необходимым знанием, которое ученик открывает сам через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в сотрудничестве, с определением перспективы интеллектуального роста-прогресса. На уроке русского языка в 1-м классе по теме «Именинный пирог» на этапе постановки и решения учебно-познавательных задач были предусмотрены разные формы взаимодействия: диалог учителя с учениками, работа в паре, индивидуальная работа. Познавательная активность прослеживалась на протяжении всего урока благодаря взаимосвязи всех заданий по содержанию, сюжетной линии и игровой форме подачи материала. Так, при составлении «коктейля здоровья» для одного их героев в занимательной форме ребята, работая в парах, выполнили практическое задание по выбору компонентов коктейля – слов с определенной слоговой структурой – и «открыли» новое правило переноса слов в русском языке. Личностное участие, переживание, желание помочь героям урока прослеживалось в каждом задании. Проблемно-игровой прием «Подарок» позволил учителю увлечь ребят и исследовать слова – названия цветов: можно ли эти цветы вплести в венок-подарок имениннице? Одно условие – слова мы должны перенести с одной строки на другую. При разрешении проблемной ситуации дети исследовали практический материал, подтверждали истинность теоретическими знаниями, проводили на основе анализа «классификацию по заданным ориентирам» и «плели венок». Этап рефлексии – подведение итога урока – осознание своего вклада в общий успех, благодарность одноклассникам. Осознание ребенком своего «я» в окружающем мире, соотнесение своих личных впечатлений с впечатлениями своих одноклассников и как итог – разноцветные апельсиновые деревья, результат продуктивной работы, творчества и фантазии. А для того, чтобы поблагодарить своего товарища за работу в паре и на уроке, был использован рефлексивный прием «Ленточка на память». Ребята повязали разноцветные ленточки друг другу, загадали желания и подвели итог урока. Слова учителя стали ориентиром для ребят на дальнейшую работу: «Я же мечтаю, чтоб сбылись скорей все мечты честных и добрых детей!»
Любой урок, который идет «от сердца», не только обучает, но и воспитывает. И как это важно, когда ребята, еще дети, так глубоко, правильно, чутко видят и понимают ценность жизни, важность добродетелей, чистоту души. Такие беседы обязательно оставят след в их жизни. И на распутье, когда нужно будет сделать выбор, они вспомнят эти уроки человечности и сделают правильный выбор.
Немаловажным является успех ученика в совместной творческой деятельности. Участвуя в классных проектах, квестах, создавая продукты своей деятельности в форме мобильных выставок, фоторепортажей, эко-слайдов, веб-газет, ребята становятся архитекторами своей школьной жизни. Нравственное содержание занятий внеурочной деятельности курса «Азбука нравственности» помогает гимназистам разобраться в непростых жизненных ситуациях. «А вот есть нечто такое, что можно потерять… Что это? «Совесть», – отвечают дети после прочтения рассказа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». «Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» к такому выводу приходят ребята после коллективного чтения рассказа М. Андриановой «Блестящий ножик», в котором мальчик Степа после проступка, все же поступил по совести и признал свою ошибку. Совесть – голос сердца, учитель человека, это работа ума и сердца, которая происходит в деятельности, в размышлении о своем поведении. Прием визуализации содержания произведений позволяет ребятам представить себя на месте героев и дать оценку ситуации. Родительская инициатива – навигатор единства и сплочения классного коллектива. Опыт работы по созданию ситуаций успеха в воспитании представлен на страничках классного альбома «Мы вместе» в разделе «Родительская гостиная» на сайте МБОУ «Гимназия».
Эффективный урок – урок, определяющий наш путь, помогающий в жизни уже взрослым людям не оступиться! Каждый день мы, учителя, отвечаем себе на свой же вопрос: «День школьной жизни был важным для наших детей? Все ли мы сказали, о чем хотели сказать, научили, помогли, воодушевили?» Смело можно сказать, что наши дети идут в правильном направлении. Почему? Потому что мы, учителя, постоянно развиваемся сами, ищем, творим, преобразовываем, а самое главное, помогаем детям понять, что знания – это то, что они могут узнать сами, нужно только этому научиться в совместной интересной, пусть даже сложной, работе.
Светлана ФИЛИПОВА,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия»