Среда, Январь 16, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Вокруг ОСАГО: проблемы, решения и предстоящая реформа

Вокруг ОСАГО: проблемы, решения и предстоящая реформа

В редакционной почте не иссякают вопросы абаканцев, которые сталкиваются с проблемами при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме этого, многих хозяев авто волнует: как на стоимости полиса отразится предстоящая реформа ОСАГО? Не станет ли она для большинства разорительной?

Напомню читателям, что надзор за страховыми организациями осуществляет Банк России, поэтому корреспондент «Абакана» обратился с распространенными вопросами читателей к управляющему Отделением – Национальным банком по Республике Хакасия Сибирского главного управления Центрального банка РФ Вадиму ЛУЗАНОВУ.

– Вадим Николаевич, в этом году мы слышим много разговоров о предстоящей реформе ОСАГО. Расскажите подробнее о новшествах и о том, что они дадут автовладельцам?

– В результате реформы мы должны прийти к индивидуальному тарифу для каждого водителя. По сути это означает: как управляешь автомобилем, столько и платишь за ОСАГО. Добросовестные водители, которые соблюдают правила дорожного движения, не будут платить за тех, кто «лихачит» и наносит урон гражданам. В результате цена на полис ОСАГО для большей части водителей должна стать ниже, а лихачам придется платить больше.

К индивидуальному тарифу мы придем в несколько этапов.

На первом этапе поменяется расчет коэффициентов бонус-малус (КБМ) и возраст-стаж, а также расширится тарифный коридор по ОСАГО в обе стороны. Банк России рассчитывает, что это будет уже в 2019 году.

В планах второго этапа – отказаться от территориального коэффициента и коэффициента мощности. Страховые компании смогут устанавливать индивидуальный базовый тариф для каждого водителя. Для этого они будут использовать свой скоринг, как это происходит сейчас в автокаско.

Третий этап – переход к свободному тарифу. Перед этим Банк России оценит итоги первых двух этапов. Обязательные условия для свободного тарифа: решение проблемы с доступностью полисов, отсутствие злоупотребления страховщиков по цене, по навязыванию дополнительных услуг и при урегулировании страховых случаев.

– В редакцию на протяжении последних лет поступают жалобы и вопросы от владельцев машин, которые сталкиваются с разными проблемами при получения полиса ОСАГО. Их суть сводится к тому, что некоторые страховые компании под любыми предлогами затягивают выдачу этого документа и навязывают «для ускорения процесса» ненужные клиентам дополнительные договоры страхования. Посоветуйте: какого алгоритма действий лучше придерживаться при получении полиса, чтобы лишить страховщиков возможности тянуть время и навязывать допуслуги, о которых их не просят обратившиеся?

– Закон запрещает навязывать дополнительные страховки к ОСАГО. Об этих фактах сообщайте в Банк России через интернет-приемную на сайте cbr.ru. К жалобе нужно приложить доказательства. Если вы обращались в офис страховой организации и вам пытались навязать дополнительную страховку, то это может быть аудио- или видеозапись, показания свидетелей.

Также можно оформить полис ОСАГО в электронном виде. С 1 января 2017 года эту возможность обязаны предоставлять все страховые организации с лицензией на ОСАГО.

– Что делать, если навязанный договор уже заключен? Можно ли его расторгнуть и получить обратно уплаченные деньги?

– Да. Вы можете расторгнуть навязанный договор. Закон предусмотрел «период охлаждения» в страховании – это срок, когда гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и вернуть деньги. Минимальный «период охлаждения» составляет 14 календарных дней. «Период охлаждения» распространяется на договоры добровольного страхования, которые вы заключили как физическое лицо.

Если страховой договор еще не начал действовать, страховая компания вернет полную стоимость полиса.

Если договор начал действовать, то страховая компания удержит часть премии пропорционально количеству дней, прошедших с начала действия договора.

Если по договору наступил страховой случай, деньги вам не вернут, но вы получите страховую выплату.

– Существует ли сейчас «дефицит бланков полисов ОСАГО» (еще одна проблема, которую иногда озвучивают страховые компании, чтобы объяснить задержки с выдачей полисов)? Если да, то как автовладельцам можно ее обойти?

– За девять месяцев 2018 года автовладельцы Хакасии 11 раз пожаловались на отказ в заключении договора ОСАГО. Это 2,5% от общего количества жалоб жителей региона в Банк России. Отсутствие бланков не является законным основанием для отказа или задержки выдачи полиса ОСАГО. Если вам отказали в выдаче полиса по этой причине, обращайтесь в Банк России. Приложите доказательства. При этом оформить полис ОСАГО можно в электронном виде. Электронный полис достаточно распечатать на любом принтере и возить с собой.

– Какой предельный срок выдачи полиса ОСАГО после обращения? Какими правами могут воспользоваться владельцы авто, если он нарушен? Предусмотрена ли неустойка за просрочки?

– Договор ОСАГО публичный, страховщики не имеют права отказаться от его заключения в день обращения. Единственная законная причина отказа – если представлены не все документы. Напомним, что для заключения договора ОСАГО необходим паспорт, ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и диагностическая карта. Страховщик вправе осмотреть транспортное средство, если стороны договорятся о месте такого осмотра. Если страхователь и страховщик не договорились о месте или если договор страхования ОСАГО заключается в электронном виде, то осмотр не проводится. Если вы предоставили все документы, но страховая отказалась оформлять полис, жалуйтесь в Банк России. К обращению приложите доказательства – аудио- или видеозапись разговора, показания свидетелей. За необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО страховой компании грозит штраф от 100 до 300 тыс. рублей, в перспективе Банк России считает возможным поднять диапазон до 500–700 тыс. рублей.

– Куда автовладельцам жаловаться на неправомерные действия страховых компаний? И какие меры могут быть применены к страховщикам, если жалобы подтверждаются?

– Надзор за страховыми организациями осуществляет Банк России, так что жаловаться нужно нам. Проще всего это сделать через интернет-приемную на сайте cbr.ru.

Уточнить информацию можно по телефону 8-800-300-3000 (звонок по России бесплатный).

К жалобе необходимо приложить доказательства – аудио- или видеозапись разговора, показания свидетелей. По каждому случаю Банк России проводит проверки. Если будет доказано, что страховая организация неправомерно отказалась заключать договор или навязала страховку, то ей грозит штраф. Поэтому важно, чтобы люди сообщали регулятору о подобных ситуациях.

– Посоветуйте: по каким критериям выбирать надежные страховые компании, чтобы свести к минимуму проблемы не только при заключении договора ОСАГО, но и при наступлениях страховых случаев? Некоторые жалобы читателей связаны с тем, что страховщики не спешат добросовестно выполнять свои обязательства по возмещению ущерба и клиентам приходится отстаивать права через суд.

– Приобретайте полис в офисе продаж или на официальном сайте лицензированной страховой компании. Проверить, имеет ли компания лицензию на ОСАГО, можно на сайте Банка России cbr.ru. Переходите по ссылкам на официальные сайты страховщиков с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА).

В проблемы автовладельцев вникала Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *