Накануне нового учебного года педагоги начальных классов гимназии, Светлана ФИЛИПОВА и Надежда ШИРОГЛАЗОВА, приняли участие в Общенациональном родительском форуме по проблемам семейного воспитания «Верны традициям, открыты инновациям». Форум проводился по инициативе Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), Ассоциации развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ) и Московского педагогического государственного университета (МГПУ) в сотрудничестве с Институтом непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
В рамках форума мы провели мастерскую ценностных ориентаций «Как слово наше отзовется…». Слова бывают разные. Словом можно обогреть, порадовать, успокоить, рассмешить и даже вселить надежду и веру. Но бывает и наоборот. Слово огорчает, раздражает и обижает. Возникает вопрос: от чего это зависит? Ответ один: от воспитания наших детей. Мы, семья и школа, в ответе за то, какими станут наши дети и как проявят они свою индивидуальность. Младший школьный возраст, начальная школа – благоприятный период для раскрытия детской индивидуальности. С одной стороны – школа, учителя, а с другой – родители, которые как никто знают своих детей и могут им помочь в развитии. И именно на этом этапе, в этом возрасте велико значение нашей помощи, учителей и родителей. Почему? Да потому что сам ребенок плохо знает свои задатки, а может и не догадывается о них. В окружающем его социуме он начинает самоутверждаться, и не всегда его поведение соответствует нормам, принятым в обществе. В силу того, что ему не хватает пока еще своего жизненного опыта, для того чтобы принять правильное решение. Единственный способ избежать проблем в становлении индивидуальности детей – это воспитание, процесс содействия ребенку в становлении и проявлении его индивидуальности. Воспитывая индивидуальность, мы развиваем задатки и способности ребенка, формируем индивидуальный стиль мышления, направляем его творческую активность, помогаем сформировать правильный социокультурный опыт. А для этого с нашими детьми мы должны общаться, взаимодействовать. Когда и как это сделать лучше всего? Конечно, во время семейного чтения! Однако читать с ребенком нужно уметь. Это не его одиночное чтение, пока вы заняты семейными, на ваш взгляд более важными, делами. Читать нужно вместе. Читая, размышлять и находить истину, тот важный смысл, который и станет для ребенка маяком, ориентиром для дальнейших собственных поступков.
Девизом мастерской стали слова: ПРОЧИТАТЬ, ПОНЯТЬ, НАУЧИТЬСЯ. По такому принципу и была организована дальнейшая совместная работа в мастерской. Представьте: семейный вечер, и вы вместе с детьми читаете… притчу. С каких слов можно начать диалог с ребенком?
– С самых простых, которые помогут выразить свое эмоциональное отношение к прочитанному: «О чем ты задумался? Что тебя удивило, обрадовало, огорчило, затронуло?»
– Закрась слово, от которого тепло. Почему это слово теплое, светлое?
– Как ты думаешь, чему учит притча? Кому бы ты хотел рассказать, прочитать ее?
И напутствием педагогов родителям стали такие слова: «Вечером, когда вы будете читать вместе, начните разговор по душам с самых простых вопросов. Читайте вместе! Читайте рядом! Читайте тихо. Читайте громко. Главное, что вы вместе!»
На втором этапе мастерской педагогами были представлены современные приемы работы с книгой, которые можно использовать и родителям. Они необычны и интересны. Светлана Валерьевна представила опыт по использованию технологии смыслового чтения. Интересен прием «рассечение вопроса», целью которого является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. При прочтении названия С. Козлова «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» можно предложить детям разделить заголовок на две части и подумать, о чем пойдет речь в тексте. По первой части «Когда ты прячешь солнце» предположим, что речь пойдет о том, как солнце спрятали и оно исчезло с небосклона; о присутствии отрицательного героя, способного совершить такой поступок. По второй части «Мне грустно» – о печальном настроении героя, для которого солнце было необходимо, и, возможно, оно было даже его другом.
Надежда Николаевна представила опыт работы по технологии критического мышления, которую уже не первый год использует в своей работе. «Прием шести шляп» дает возможность помочь детям проникнуть в самую суть художественного произведения, рассмотреть его со всех сторон, «примеряя на себя разные шляпы». Белая – факты, красная – эмоции, черная – проблема, желтая – возможности, синяя – смысл, зеленая – творчество. Представим последовательность работы со шляпами при знакомстве с рассказом М. Андрианова «Наказание за помощь, или Правильный обман». Белая шляпа – устанавливаем факты: «Драка вороненка и Шарика; Борька – ученик, мама его – актриса или певица; у Борьки есть тетя Надя; вороненок жил на балконе; Борьку поставили в угол; вороненок улетел». Красная шляпа: опираясь на факты, выясняем, какие чувства испытывали главные герои. Оживляем наш текст эмоциями. Чувства Борьки: спокойствие (идет из школы), любопытство (что там происходит?), возмущение (драка), жалость, сочувствие (вороненок может погибнуть), обида (его желания помочь не поняли), удовлетворение (удалось пристроить вороненка), радость (от общения с другом), страх (тетя Надя может найти вороненка), счастье (вороненок улетел). Чувства тети Нади: отвращение (увидела птицу – «Что за гадость у тебя в руках?»), возмущение и обида (Борька ее обманул), злость (Борька отказался предать вороненка), испуг (вороненок выпорхнул из шкафа). Черная шляпа – проблема. Приходим к выводу, что мальчик поступил правильно. Он спас вороненка. Но… при этом обманул родного человека. Рассуждаем, находим оправдание поступка Бори. И вот тут учитель обращает внимание детей на следующую шляпу. Желтая – возможности. Задаемся вопросом: «Мог ли Борька поступить иначе»? Приходим к выводу, что каждый персонаж рассказа имел возможность предотвратить обман Борьки (пройти мимо драки, позвонить маме, уговорить тетю). И логичное завершение анализа художественного текста – синяя шляпа, смысл. Какова же главная мысль этого текста? Формулируем ее совместными усилиями. Своими словами: «В любой ситуации нужно искать возможности, чтобы, не навредив другим, остаться при этом честным и достойным человеком. И словами автора: «… главное то, что получилось помочь другому». Отдельно хочется остановиться на зеленой шляпе – творчество. На этом этапе мы часто используем еще один прием из технологии критического мышления – прием «Формула РАФТ», где Р – роль (выбирает сам ученик), А – адресат (кому направлено выступление), Ф – форма представления (выбирает сам ученик), Т – тема (может формулировать ученик или учитель). Так, на уроке литературного чтения по теме «Трудно быть человеком» детям была предложена такая творческая работа на этапе рефлексии. Ребята выбрали разную форму представления: интервью с героями рассказа В. Сухомлинского, рассказ от имени мальчика Романа, репортаж с хутора. От этого определялись и роли учеников. В результате был сделан вывод: «Нравственный выбор сделать не всегда просто. Он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека».
Еще нас не было на свете, а в книгах уже кипела жизнь, та самая, которая охватила нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретен.
Книги ждут собеседника.
Мы уверены, что выстраивая работу таким образом, в «карманах» наших детей будут лежать не бесполезные нравоучения, а умение делать правильный нравственный выбор, возможность искренне любить свою Родину, жить по совести. Родители! Читайте вместе с детьми! Помните, что ваш ребенок – индивидуальность. И у него есть та звезда, которая благодаря правильной работе с книгой станет для него путеводной.
Светлана ФИЛИПОВА,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия»,
заслуженный учитель Республики Хакасия