Вторник, Август 4, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Анатолий Асочаков: «Любопытство – залог успеха в любой профессии»

Анатолий Асочаков: «Любопытство – залог успеха в любой профессии»

Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие – этих и других представителей царства животных можно увидеть в экспозиционных витринах и исследовать в фондах Зоологического музея Хакасского госуниверситета. Его руководителем является доцент кафедры биологии вуза Анатолий АСОЧАКОВ. Богатейшая коллекция дает возможность студентам-биологам применить системный подход к изучению животного мира. Также здесь хранятся фрагменты костей мамонта, шерстистого носорога, бизона и других представителей давно вымершей фауны Южной Сибири.

– Анатолий Андреевич, что представляет собой Зоологический музей?

– Зоологический музей – это учебно-научное подразделение университета, предназначенное для сопровождения обучающего процесса, а также организации и проведения различных исследований. Одной из его основных функций является сбор и хранение коллекций представителей местной и мировой фаун. Они поступают сюда после завершения научных экспедиций, учебных, производственных и преддипломных практик студентов, а также в результате различных обменов и случаев дарения.

– Как возникла идея создания такого музея в университете?

– Здесь вполне уместна известная фраза: «Идея всегда была где-то рядом». Дело в том, что данный Зоологический музей, как, впрочем, и другие музеи вузов России, не говоря уже о зарубежных, совершенно обычное и, можно даже сказать, обязательное подразделение в структуре любого университета. Как правило, оно возникает одновременно или даже ранее учреждения профильных кафедр. Иначе на примере чего же было бы обучать студентов… Поэтому попытки его организовать предпринимались начиная еще с 1961 года, когда в Абаканском государственном педагогическом институте появился биолого-химический факультет, а спустя три года также в составе этого факультета возникла и кафедра зоологии. Мне хорошо известно о тех усилиях, которые проводились тогда заведующими кафедры. В их числе Ирина Иванова и Василий Анюшин. Но, к сожалению, организационное решение не принималось по банальной причине – «отсутствия места». Однако, как вы уже поняли, все завершилось благополучно, и в ХГУ все-таки открылся Зоологический музей.

– Кто является его идейным вдохновителем?

– Вряд ли будет справедливо назвать одного вдохновителя или инициатора. Повторюсь, что попытки предпринимались постоянно. В итоге 27 апреля 2000 года после предварительного согласования с коллегами и разработанного мною проекта «Положение о Зоологическом музее» было принято положительное решение, и это знаменательное событие свершилось.

– Главное предназначение музея?

– Его практическая значимость, а точнее значимость хранящихся в фондах музея коллекций, заключается в эффективном обеспечении учебного процесса, а также организации и проведении научно-исследовательских работ. Важнейшей задачей нашего профиля является физическое сохранение зоологических объектов. К примеру, с 2003 года здесь хранятся фрагменты костей мамонта, шерстистого носорога, бизона и других представителей давно вымершей фауны Южной Сибири. Эти ценные артефакты просто исчезли бесследно, если бы остались лежать на пляже Красноярского водохранилища. Кстати, следует упомянуть и о том, что часть результатов исследований именно этой коллекции опубликованы в одном из популярных журналов «Quaternary International», который издается в Великобритании.

– Сколько всего экспонатов здесь представлено? И какие коллекции являются особенными?

– В настоящее время в фондах музея хранится около 145 тысяч «единиц хранения». Этим показателем принято оценивать объемы музейных фондов. Если говорить непосредственно об экспонатах, что выставлены в десяти витринах главного корпуса университета, то это порядка 500 единиц хранения. Степень «важности» и «особенности» экспозиции чаще всего определяются посетителями, поэтому этот вопрос лучше задать им. Однако я должен обратить внимание на то, что выставочная или экспозиционная деятельность вузовских музеев, в отличие от краеведческих, по объективным причинам не может быть основной.

– Насколько ценны и значимы для молодежи представленные здесь экспозиции?

– Музейные витрины, о которых я уже говорил, характеризуют лишь небольшую часть огромного разнообразия как местной или региональной, так и мировой фаун. Основополагающим принципом, которым мы руководствуемся при оформлении экспозиции, является принцип эволюционизма. Ведь всем хорошо известно, что и в средней общеобразовательной школе, и в вузе именно этот принцип является самым значимым, можно сказать мировоззренческим. Удивительно само время, в котором мы живем. В школе и в университете юным гражданам нашей страны предлагается изучать биологию, основанную на дарвиновских идеях, тогда как почти все обучаемые еще в раннем детстве прошли обряд крещения. Мне трудно понять, как могут мириться в сознании современных студентов взаимоисключающие друг друга идеи дарвинизма и креационизма.

– Кто чаще всего является его посетителями?

– По понятным причинам посетителями музея чаще всего являются студенты, чуть реже школьники. Экскурсии проводятся регулярно, но не так часто, как хотелось бы.

– Каков режим работы музея?

– Определенного режима работы нет, так как для его обеспечения необходим штатный экскурсовод. Должен сказать, что доступ к витринам и коллекциям всегда был, и хочется надеяться на то, что всегда будет свободным.

– Ваши пожелания жителям Абакана?

– Всем желаю как можно дольше оставаться любопытными, ведь именно это является успехом любой профессии. А нашу беседу хотелось бы завершить словами известного французского естествоиспытателя Жоржа Бюффона: «Собирайте факты – лишь из них может родиться мысль».

Инга ТАЛАХАДЗЕ


СПРАВКА

Анатолий Асочаков – кандидат биологических наук Хакасского госуниверситета.

В 1989 году окончил Дальневосточный государственный университет (ДВГУ, г. Владивосток, биолого-почвенный факультет). Тема его выпускной квалификационной работы «Состав фауны и особенности обитания видов трех семейств гаммарид (Amphipoda; Gammaridea) на шельфе северной части Японского моря». В 1998 Анатолий Андреевич защитил кандидатскую диссертацию «Исследование популяционной биологии и моделирование продукционных процессов амфипод залива Петра Великого (Японское море)» в Институте автоматики и процессов управления ДВО РАН (г. Владивосток).

Предыдущее место работы:  Зоологический музей Дальневосточного государственного университета (с августа 1989 по ноябрь 1991 гг.), лаборатория по изучению морских экосистем Тихоокеанского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (с декабря 1991 по декабрь 1993 гг.), кафедра зоологии Хакасского государственного университета (с января 1994 г.).

Область научных интересов ученого: популяционная биология амфипод (Crustacea; Amphipoda; мелких ракообразных животных).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *