Воскресенье, Май 29, 2022

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Об экономике и финансах Абакана – из первых уст

Об экономике и финансах Абакана – из первых уст

9 сентября абаканцы большинством голосов выразили доверие проводимой Главой города Абакана политике – ближайшие пять лет развитие республиканской столицы будет определять команда Николая БУЛАКИНА. Один из самых молодых членов этой команды, как в прямом смысле, так и по времени работы в Администрации города, – заместитель Главы города Абакана по вопросам экономики и финансов Вероника ВИНИЦЫНА. «Абакан» решил познакомить своих читателей с человеком, курирующим такие важные сферы жизни города, как экономика и финансы.

Вероника Викторовна, что входит в круг полномочий заместителя Главы города по экономике и финансам?

– В федеральном законодательстве четко прописано, что должно быть реализовано на уровне местного самоуправления. Два курируемых мной блока – экономика и финансы – это, можно сказать, такие обеспечительные сферы, на базе которых и может быть реализовано все остальное. Развитие на территории муниципального образования жилищно-коммунальной сферы, культуры, строительство и функционирование школ и т. д. – все это возможно при наличии в бюджете средств. Где взять эти средства? Этим и занимается экономический блок администрации муниципалитета: это и создание налоговой базы на территории города, развитие предпринимательства, повышение эффективности использования муниципального имущества, развитие конкуренции т. д. С другой стороны, имеющиеся у муниципалитета средства необходимо грамотно и эффективно расходовать – здесь уже начинает работать финансовый блок администрации. Определяются приоритеты, в строгом соответствии с ними мы распределяем бюджетные средства. В целом, развитие города Абакана ведется в соответствии со Стратегическим планом социально-экономического развития – в настоящее время реализуется уже третий Стратегический план, он разработан до 2021 года.

Оправданно ли, что один человек курирует и вопросы экономического развития муниципалитета, и финансовую составляющую? Ведь «экономист», как вы отмечали, занимается формированием экономической базы, то есть выступает за новые программы, проекты, требующие дополнительного финансирования, а «финансист» всегда будет стараться сэкономить бюджетные средства?

– На уровне и нашего субъекта, и других регионов много муниципальных образований, где один человек курирует сферы экономики и финансов муниципалитета. Говорить, что «экономист» тратит бюджетные средства, а «финансист» всегда старается сэкономить, неверно. Мы всегда выступаем за эффективное использование бюджетных средств. На должность заместителя главы города по вопросам экономики и финансов я пришла из Бюджетно-финансового управления администрации города – при работе над бюджетом города Абакана мы всегда тесно взаимодействовали с Комитетом муниципальной экономики, всеми остальными управлениями администрации города, чтобы наиболее эффективно использовать каждый бюджетный рубль. Все предложения Управлений, требующие финансирования из бюджета, мы вместе тщательно прорабатывали и старались найти оптимальный вариант, позволяющий направить бюджетные средства на развитие города.

Одна из сфер вашей деятельности – развитие предпринимательства в городе Абакане. Как бы вы оценили инвестиционный климат в республиканской столице сегодня?

– Все предусмотренные законодательством меры поддержки малого и среднего бизнеса на территории города Абакана реализуются. Конечно, нам бы хотелось сделать большее, но зачастую вопрос упирается в наличие средств. В настоящее время предпринимателям оказывается финансовая поддержка: в городе реализуется программа по субсидированию части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, а также части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Также мы оказываем информационную поддержку. Кроме того, дважды в год в Абакане проводятся бесплатные обучающие семинары – в рамках «Недели предпринимательства» и «Партнерских встреч». То есть, в течение недели мы организуем для субъектов малого и среднего предпринимательства определенную образовательную площадку, где они имеют возможность в сжатые сроки ознакомиться со всеми нововведениями в законодательстве, посетить мастер-классы, получить консультации экспертов относительно своего бизнеса.

Как отмечают сами предприниматели, Абакан отличается стабильностью в плане налогов на бизнес. Власти города вправе пересмотреть ставку налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Абакана. Корректирующий коэффициент по данному налогу за последние годы в Абакане не пересматривали, тогда как в других муниципалитетах Хакасии данный коэффициент пересматривался в сторону повышения.

– Можно сказать, что мы идем навстречу бизнесу по достаточно большому кругу вопросов. Коэффициент по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности город не повышает, так как мы понимаем, что это может привести к тому, что бизнес просто уйдет в тень. Поэтому правильнее будет не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а предоставить ему возможность развиваться. Еще один пример, когда мы учли обращение предпринимателей, работающих в Абакане – налог на имущество физических лиц. Ведь зачастую какое-то имущество индивидуальных предпринимателей оформлено на них как на физических лиц, здесь речь идет о таких объектах, как административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предусматривающие размещение офисов, торговых объектов, объектов пиания и бытового обслуживания. С 2016 года налог на имущество физических лиц начисляется исходя из кадастровой стоимости объекта. Ставка налога для индивидуальных предпринимателей составляла 2% от кадастровой стоимости. В октябре 2017 года предприниматели обратились в администрацию города Абакана с просьбой ввести дифференцированную ставку по налогу в зависимости от стоимости объекта, мы стали работать над данным вопросом. В итоге в июне 2018 года Совет депутатов города Абакана принял решение об изменении размера ставки налога на имущество физических лиц для данной категории объектов в зависимости от их кадастровой стоимости.

Вероника Викторовна, на ваш взгляд, как заместителя Главы города и как исследователя, кандидата экономических наук, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для экономики Абакана?

– Как ни банально это прозвучит, проблема остается одна – наличие денежных средств. Вторая проблема – повышение эффективности использования бюджетных средств. Наша работа заключается в определении баланса между нашими желаниями и имеющимися ресурсами. Приведу аналогию с семейным бюджетом. Условно говоря, если у вас на неделю осталась одна тысяча рублей, то вы, вероятнее всего, откажетесь от многих трат, и будете как можно рациональнее использовать имеющиеся средства. Такого же подходы мы придерживаемся и в отношении бюджета. Часто бывают обращения: мол, эту улицу заасфальтировали, а вот эту улицу почему не сделали? Конечно, сделать хочется многое и сразу, однако мы исходим из того, чтобы потраченные бюджетные средства принесли благо наибольшему числу горожан.

Следует особо отметить, что в Абакане сохраняется уникальная ситуация: у города достаточно большая доля неналоговых доходов (доходы от продажи и аренды земли, аренды муниципального имущества и др.). У многих городов такой базы неналоговых доходов просто нет, так как в свое время многое из муниципального имущества было приватизировано. Налоговые доходы города могут снижаться по не зависящим от нас обстоятельствам: к примеру, меняется законодательство а и доля от поступлений какого-то налога в бюджет муниципалитета снижается. Неналоговые доходы в любом случае будут поступать в бюджет города. Безусловно, если ситуация в экономике непростая, наполняемость бюджета снижается, и тогда в приоритете Администрации города обеспечение бесперебойного текущего функционирования города, это приводит к тому, что инвестиции в развитие города снижаются.

При этом, если ситуация изменяется, то у города появляется возможность вкладывать бюджетные средства в свое развитие. В этом году дополнительные средства позволили городу расширить инвестиционную программу, плюс мы вошли в федеральную программу и получили помощь в строительстве школы и двух детских садов.

В настоящее время в администрации города работают над бюджетом на следующий год. Как вы отметили, бюджет Абакана носит программный характер, разрабатываются ли какие-то новые программы?

– Бюджет города и в будущем сохранит программный характер, однако каких-либо новых программ не будет, так как в прошлом году мы приняли все наши основные муниципальные программы на 2017–2020 годы («Развитие образования в городе Абакане», «Развитие культуры в городе Абакане», «Градостроительная политика в городе Абакане», «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана» и др.).

Сохранится ли в бюджете города такая статья расходов, как поддержка граждан в решении жилищного вопроса?

Город продолжит субсидировать молодым семьям процентную ставку по ипотечным кредитам, также продолжатся выплаты по программе субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам для врачей – в данном случае мы субсидируем прежних участников программы, вошедших в нее, когда здравоохранение относилось к полномочиям муниципалитета, включение в программу новых участников не предусмотрено. Что касается программы «Жилище», то она реализуется на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов. Какие средства на данную программу получит Абакан, будет известно при принятии бюджета Республики Хакасия. В текущем году по данной программе было приобретено лишь две квартиры.

Вероника Викторовна, в администрацию города Абакана вы пришли с должности доцента кафедры экономики Института экономики и управления Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова, занимались научными исследованиями. Сфера ваших научных интересов непосредственным образом связана с вашей текущей деятельностью (кандидатская диссертация по теме «Оценка эффективности межбюджетных трансфертов»). И все же, как получилось, что от теории вы перешли к практике?

– Преподавательской деятельностью я занималась с момента окончания вуза. В 2000 году я закончила Хакасский институт бизнеса, мне предложили остаться работать на кафедре. С 2000 по 2010 годы я работала в родном вузе, Хакасском институте бизнеса, прошла путь от младшего научного сотрудника до доцента кафедры финансов и бухгалтерского учета. С 2010 года стала работать в ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда ему хочется каких-то перемен, попробовать себя в чем-то новом. И так получилось, что мое желание перемен совпало с тем, что в Бюджетно-финансовом управлении появилась вакансия заместителя руководителя. Проводился конкурс, я среди прочих подала документы, и среди шести претендентов конкурсная комиссия выбрала мою кандидатуру. Что касается должности заместителя Главы города по вопросам экономики и финансов, то для меня предложение Николая Генриховича Булакина было очень неожиданным, в то же время столь высокая оценка моих профессиональных качеств, безусловно, приятна. Нина Васильевна Бельтикова, занимавшая эту должность ранее, также поверила в меня, напутствовав словами: «У тебя все получится!» Вообще, это замечательный человек, очень мудрая женщина, мой Учитель, сегодня в любой сложной ситуации я могу позвонить Нине Васильевне и получить совет, да и просто моральную поддержку. В новой для себя должности я проработала чуть больше года, после победы на выборах Николай Генрихович Булакин предложил остаться в его команде, что я расцениваю и как своего рода оценку своей профессиональной деятельности. Однако по многим направлениям работы мне еще есть к чему стремиться, куда расти – что я и продолжу делать, ведь от того, насколько грамотны, эффективны будут наши действия, зависит благополучие и развитие родного Абакана. В данный момент у нас много интересных задумок и планов – будем их реализовывать!

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *