Пятница, Декабрь 6, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Новости > Город > Бурятские впечатления согринского «Вездехода»

Бурятские впечатления согринского «Вездехода»

О насыщенном графике клуба путешественников Нижней Согры «Вездеход» в Абакане знают все. Круглый год — то в горы, то в долины, то на озера. Карта Хакасии и Красноярского края испещрена отметками мест, где ступали ноги «вездеходовцев». Но в нынешнем году туристическая тропа завела путников в Бурятию.

— На очередном заседании клуба мы решали, что бы такое придумать интересное и познавательное, чтобы не просто поплюхаться или побродить, а совместить отдых для души и тела, — рассказывает руководитель, она же староста района Татьяна Макарова. — Обстановка у нас всегда доброжелательная, спокойная, пили чай, фоном звучали буддийские мантры. И тут нам пришла в голову идея съездить в легендарный иволгинский дацан, ведь в Туве мы уже все исходили вдоль и поперек, а здесь есть возможность углубиться в философию, увидеть тело Нетленного ламы, да и просто окунуться в другую культуру.

Решение приняли единогласно. Путешествовать собрались, как всегда, на большом комфортабельном автобусе, с собой — по минимуму вещей, по максимуму — хорошего настроения.

Для тех, кто не знает: Иволгинский дацан, названный по местоположению (село Верхняя Иволга), находится в 30 км от города Улан-Удэ. Это официальная резиденция главы буддистов России — Пандито Хамбо-ламы, которая была открыта в 1945 году, как только стали возможны в тогдашнем Советском Союзе религиозные послабления.

— На территорию комплекса мы вошли через левую дверь ворот — таковы правила посещения, — рассказывает Татьяна Менделева. — Наш руководитель подсказала, что тем, кто сюда попал впервые, нужно двигаться слева направо. Оказывается, это направление перемещения солнца, и называется оно «гороо» — обход территории. Нужно обойти ее 3, 7 или 12 раз — это священные цифры для буддистов. Как и в наших абаканских храмах, там запрещено браниться, курить, употреблять алкоголь.

— Мы прошли мимо ряда барабанов, внутри которых на длинных полосках бумаги написаны мантры, — вспоминает Галина Матвеевна Шмик. — Вращать их надо по очереди строго по часовой стрелке, только это приведет мантры в действие.

— Но больше всего, конечно, нам хотелось взглянуть на нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, — рассказывает Владимир Иванович Степанов. — Ну неужели это и вправду живой человек, только в летаргическом сне, что ли?

Как рассказывают гиды дацана, в 1904 году Даши́-Доржо́ Итигэ́лов стал настоятелем одного из дацанов Бурятии, а в 1911 году его выбрали XII Пандито Хамбо-ламой. В 1927 году он принял решение уйти в нирвану, а свое тело распорядился закопать в землю в кедровом ящике, пересыпанном солью. 10 сентября 2002 года ящик был поднят на поверхность — удивительно, однако за все эти годы не только тело Итигэлова не подверглось ни малейшему разложению, но и его одежда и доски ящика не имели следов гниения. Лабораторные исследования показали, что ткани тела соответствуют тканям живого человека, и что при этом нет никаких следов бальзамирования. Начиная с 2002 года тело ламы пребывает во дворце, на территории дацана, и, несмотря на отсутствие охлаждения и каких-либо специальных условий для сохранения, по-прежнему выглядит как живое: первоначальная поза лотоса сохраняется без каких-либо фиксирующих приспособлений, кожа упругая, суставы подвижны, и даже выделяется пот. Ученые до сих пор не могут разгадать тайну Итигэлова.

— Мы, конечно, рассматривали его, ну не бывает так! Но он не похож на мумию, как мы думали! — удивляется Татьяна Менделева. — Он напомнил мне экспонат из музея восковых фигур, но там было слишком тепло, воск, наверное, поплавился бы? Удивительное явление!

— Вместе с нами ездила женщина с мальчиком, у которого ДЦП, — рассказывает Светлана Макарова. — Не сказать, что они религиозные фанатики какие-то, но, сами понимаете, что в такой ситуации ты испробуешь все возможности, какие только есть. Конечно, сразу справиться с болезнью ребенку не удалось, но вы бы видели, как он по-своему одухотворенно просил у Нетленного ламы здоровья, шептал заветные слова вслух, причем с заботой не только о себе, но и о маме, о своих близких. Его искренняя молитва, если это так можно назвать, тронула всех присутствующих до слез. Может, в этом и есть волшебство этого удивительного места?

— Дорога назад была намного спокойнее, — улыбается, вспоминая, Галина Матвеевна Шмик. — Если, выехав из дома, я постоянно думала о том, как там неделю будут жить без меня мои огурцы, то на обратном пути я как-то даже не вспоминала, полностью доверившись тому спокойствию, которое меня охватило. И это чувство не подвело, в Абакане прошли дожди, так что мой огород не пострадал.

Путешественники смеются, шутят, наперебой рассказывают дорожные байки, вспоминают, как по дороге пели целый день.

— Конечно, спасибо Татьяне Владимировне Макаровой за организацию этой поездки, — благодарят «вездеходовцы». — Сами мы навряд ли собрались бы в такую даль: и очень дорого, и боязно, все-таки «дикарями» нынче опасно ездить. А здесь мы сели в автобус к дяде Вове, и все в порядке!

Анна СПАССКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *