Вторник, Июнь 25, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Исследования молодежи: такие разные, но все они вместе

Исследования молодежи: такие разные, но все они вместе

В сборнике научных трудов студентов Хакасского госуниверситета «Катановские чтения – 2018» опубликованы тезисы докладов, представленных на «Днях науки» – главном научном форуме вуза. Уже в 26-й раз они объединили свыше 11 тысяч студентов, молодых ученых и школьников Хакасии и юга Красноярского края. Юные исследователи охватывают самые разные области: экономические, социально-политические, экологические, сельскохозяйственные проблемы, интересуются компьютерными технологиями и естественными науками, а также задаются вопросами филологии, педагогики и истории.

Что делает ребенка счастливым?

Студентка Института непрерывного педагогического образования Светлана КРАВЕЦ проанализировала представления о счастье у детей старшего дошкольного возраста. С какими ценностями оно неразрывно связано, девушка выяснила с помощью опроса, специальной методики и тестирования.

Научная работа проводилась под руководством кандидата педагогических наук, доцента ХГУ Олеси Горбуновой. Исследование проходило на базе детского сада «Хрусталик» Абакана. В нем приняли участие ребята в возрасте от 6 до 7 лет.

Анализы результатов анкетирования и методики «Незаконченное предложение» показали, что у большинства детей счастье ассоциируется с семьей, дружбой, любовью и радостью. Так, 55% опрошенных дали ответы, относящиеся к семье и семейным отношениям. К примеру, один из мальчиков написал о том, что счастье для него, это «когда мама и папа вместе». Кроме того, 12% ребятишек связывают счастье с дружбой и друзьями, а 10% – с эмоциями и радостью. Многие дети вкладывали в данное понятие и свои представления в виде «хочу» (30%): «хочу попасть в телевизор» («хочу трансформера, пони, куклу, тетрис, робота, айфон»).

Они продемонстрировали очень осознанные и целостные ответы. Среди них: «Счастье – это радость», «Счастье – когда тебя любят», «Счастье – когда все хорошо и светит солнышко» и другие. Также и в рисунках ребятишек в качестве счастья превалировала семья. Большинство из них изобразили себя, маму, папу и бабушку.

Результаты исследования показали, что, несмотря на то, что большинство детей вкладывают в понятие «счастье» свой личностный смысл, оно неразрывно связано с семьей и родителями.

Как сохранить зрение?

Надежда ГОЛОВАНОВА из Института естественных наук и математики выяснила, с помощью каких средств физкультурно-оздоровительной деятельности можно предотвратить нарушение зрения у школьников.

Это упражнения на расслабление глазных мышц и формирование правильной осанки, соблюдение гигиенических требований, а также занятия плаванием, лыжными гонками, легкой атлетикой, гимнастикой и спортивными играми.

Работа проводилась на базе Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова Абакана под руководством научного руководителя, кандидата педагогических наук, доцента Веры Шалгиновой. Одним из методов исследования стал анализ медицинских карт учащихся 5–7-х классов.

– Зрительная система – важнейший анализатор, помогающий человеку воспринимать до 80–90% всей информации об окружающем мире, – рассказывает исследователь. – Нарушение зрения влияет на качество жизни, активность человека и его развитие. На уроках физической культуры детям с нарушениями зрения противопоказано выполнять резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением и высокой интенсивностью, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, передвижение на коньках, длительные мышечные напряжения и другое.

Результаты исследования показали, что с возрастом наблюдается динамика роста таких нарушений. Так, количество детей с нарушениями зрения в пятых классах составляет 33%, в шестых – 43%, а в седьмых – уже 54%. Среди основных причин – чрезмерное напряжение органов зрения, болезни позвоночника, недостаточная освещенность и активность двигательных мышц глаза, неправильное питание и вредные привычки, нарушение осанки и генетическая предрасположенность.

Рекомендуется регулярно проводить работу по профилактике и коррекции нарушений зрения, как в режиме учебного дня, так и в домашних условиях.

Что не устраивает детей в мамах и папах?

Студентка музколледжа Кристина ИНДЫГАШЕВА определила отношение студентов творческих специальностей к родителям. Что ребята любят и что их не устраивает в мамах и папах, девушка выяснила с помощью анкет.

Под руководством преподавателя Галины Крыловой она разработала анкету, состоящую из трех блоков: отношение к матерям, отцам и обоим родителям.

Результат опроса показал, что большинство студентов имеют более близкие и эмоциональные отношения с матерями, нежели с отцами. Почти 70 процентов ребят скучают по мамам, многие из них – первокурсники, проживающие в общежитиях. Отношения с матерью все опрошенные оценивают как «хорошие». А еще студенты гордятся своими мамами, большая часть ребят любит мамину улыбку и когда она их будит по утрам.

Отвечая на вопросы про папу, испытуемые оказались сдержанней. Многие строки в анкетах остались пустыми. Но все же на вопрос «Какой ваш отец?» большинство назвали папу хорошим и строгим. Последнее качество выделили девушки. Кроме этого, студентам нравятся характеры своих отцов, а тем, по словам детей, по душе гордиться своими чадами.

Среди того, что интересует обоих родителей, респонденты ответили «моя учеба» и «мое здоровье». Большинство ребят беспокоят ссоры мамы и папы и когда те много работают. А среди трех самых популярных качеств, которыми охарактеризовали родителей студенты – строгость, справедливость и понимание.

Какие хакасские традиции отражены в народных сказках?

Две студентки Института непрерывного педагогического образования, Татьяна КУЛУМАЕВА и Лолита БОРГОЯКОВА, изучили народные сказки. Девушки выявили в них отражение культурных традиций хакасов. Среди них – волшебные, социально-бытовые, сказки о животных, героические предания, притчи и другие.

Исследовательская работа проводилась под руководством старшего преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования ХГУ Марины Козловой.

– Сказки, наряду с эпосом, мифами, преданиями и пословицами, являются частью многовековой духовной культуры хакасского народа, – говорит автор. – Это художественный результат творчества, базирующийся на традициях этнической культуры и фольклора и выражающийся в особенностях сюжета, композиции, подборе героев и выборе языковых средств.

Результаты исследования показали, что тематическая классификация сказок имеет национальные особенности. Так, в сказках о животных главные герои – волк, медведь, лиса, человек, а также насекомые, земноводные и пресмыкающиеся. К примеру, «Медведь и Бурундук», «Лисичкин пир», «Лисичка и колонки», «Волк и охотник» и другие. Кроме того, в хакасских сказках особое место занимает такой персонаж, как конь. Он сопровождает своего друга и хозяина – богатыря. Объясняется это спецификой быта, так как в жизни скотоводов-кочевников именно конь был средством передвижения и верным товарищем пастуха в хакасской степи. Сказки-притчи, как правило, завершаются выраженной моралью или нравственным наставлением, которые впоследствии становятся пословицами или поговорками: «К злому человеку со своим запасом в гости ходи», «Запас никогда не в тягость», «Силой правду не переспоришь» и другие.

Материалы исследования могут использоваться как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе с обучающимися.

Какова оценка визуального загрязнения городской среды Абакана?

Это определила Наталья МИТУСОВА из Института информационных технологий и инженерного образования. Она проанализировала визуальное загрязнение центральной части Абакана – района в границах улиц Чертыгашева, Вяткина, Пушкина и Ярыгина. Итогом ее научного труда стала карта, где определены территории с наиболее и наименее благоприятными условиями для зрительного восприятия городской среды.

Девушка применила графоаналитический метод. Его суть в том, что с выбранных видовых точек производится фотофиксация исследуемого объекта. Далее на воспринимаемую плоскость, изображенную на фотографии, накладывается сетка, где определяется коэффициент агрессивности, зависящий от общего количества ячеек сетки и от числа ячеек, в которых более двух визуально неразличимых элементов. Причем его значение может варьироваться от 0 до 1.

– Визуальная экология – область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой, то есть, это все то, что окружает его в повседневной жизни, – поясняет автор. – Можно выделить гомогенные и агрессивные поля. Первые представляют собой поверхности, на которых полностью отсутствуют видимые элементы, либо их число минимально. К примеру, торец здания, представляющий собой однородную кирпичную стену. А на вторых – рассредоточено большое число одних и тех же элементов. Многоэтажный жилой дом с большим количеством окон как раз и образует такое поле, на котором глазу человека трудно определить, на какое окно он смотрит, так как все они совершенно одинаковые.

В ходе исследования были получены значения коэффициента агрессивности для всех зданий, входящих в состав данного участка. К примеру, самый наименьший показатель, равный 0,0464, имеет кафе, расположенное по улице Чертыгашева. Здание выполнено в стиле средневековых построек, с множеством декоративных элементов разной формы и размеров. А наиболее благоприятную визуальную среду имеет участок, расположенный в границах улиц Вяткина, Ленина, Щетинкина и Хакасской.

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *