Вторник, Ноябрь 12, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Владимир Деменев: «У меня не профессия – мечта!»

Владимир Деменев: «У меня не профессия – мечта!»

Ежегодно в третье воскресенье августа в России отмечают свой профессиональный праздник представители самой далекой от земли профессии – пилоты.

Скажите, кто из мальчишек в детстве не мечтал стать пилотом? Во все времена эта профессия манила, ведь что может быть лучше того, что ты можешь видеть весь мир с высоты птичьего полета, бывать в разных городах и странах, общаться с людьми разных рас и религий, управлять огромной воздушной машиной? Не это ли счастье?

В преддверии праздника мы встретились и побеседовали с одним из этих счастливых людей. Им стал пилот, начальник инспекции по безопасности полетов Владимир Александрович ДЕМЕНЕВ.

Первые шаги к мечте

– Родился я в 1948 году в селе Курагино Красноярского края. Отец у меня был военным летчиком, он в 1943 году закончил летное училище города Томск и продолжал службу до тех пор, пока в 1960-х годах не началось обвальное сокращение военно-воздушных сил.

Школу я закончил в 1966 в городе Красноярске, заранее зная, какой путь избрать. Класса с четвертого ко мне пришло решение связать свою жизнь с авиацией – пойти по стопам отца.

В летное училище с первого раза поступить не удалось, так как на медкомиссии обнаружились небольшие проблемы со здоровьем. В общем, я не прошел медкомиссию, поступил в Институт цветных металлов, там проучился год, закончив курс. На следующий год я все же поступил в Бугурусланское летное училище в Оренбурге. Конкурс был большой: что в 1966-м, что в 1967 году нас было 17 человек на место, и это после прохождения медкомиссии. В Красноярске мы проходили комиссию, сдавали экзамены. Училище я закончил в 1970 году.

Карьера

– После окончания училища я был направлен в Енисейский объединенный авиаотряд на должность второго пилота Ан-2. В этой должности я полетал 2 года: один год полетал командиром Ан-2, налетал более 3000 часов и был направлен на переучивание по курсу «Самолет Ан-24». В Абаканский объединенный авиаотряд я прибыл в декабре 1973 года в должности второго пилота Ан-24. В 1975 году я стал командиром Ан-24, вернулся в Енисейский объединенный авиаотряд. Там же стал пилотом-инструктором, ввел в строй пять командиров Ан-24, а в 1977 году вернулся в Абакан. Здесь я летал на Ан-24, Ан-26. В 1984 году у меня была командировка в Республику Куба, которая продлилась четыре года. Летать пришлось по региону Карибского моря, в Канаду, на восточное побережье Штатов, и в северную часть Южной Америки, республики Перу и Боливию. По возвращении из командировки в приеме меня обратно в Абакан было отказано, и в 1996 году я стал командиром эскадрильи в красноярской авиакомпании.

В 1999 году я был приглашен на работу в качестве шеф-пилота Ан-26 в авиакомпанию Абакана.

Сегодня мы эксплуатируем вертолеты всех модификаций: Ми-8, Ми-26 (это самый большой вертолет в мире, работает у нас и в Африке, и на Севере в Заполярье) и Ил-76. Спустя некоторое время я стал командиром эскадрильи авиации в Эвенкийском автономном округе. Там я отработал до 2011 года и был списан по состоянию здоровья. И вот, почти 7 лет я работаю в Абакане. Отлетал я 41 календарный год. Когда ушел на пенсию, мне было 63 года. В общем-то это – достаточно, пусть пробуют другие.

Безопасность – превыше всего

У нас самое главное – это не фиксировать авиационные события, а предупреждать их. Очень важно спрогнозировать: на что обратить внимание в тот или иной месяц, в тот или иной период (я имею в виду период осень–зима или весна–лето). Все дело в том, что у каждого сезона есть свои особенности. Летом проблема с птицами, зимой или даже осенью существует опасность обледенения, летом – атмосферное электричество, поражение электрическими разрядами. Также большую роль играет состояние отдельных частей самолета. Некоторые узлы и агрегаты имеют особенность приходить в негодность, либо это – частичный отказ. Чтобы предупредить такие ситуации, нужно делать анализ, что было в прошлом-позапрошлом году по этому периоду, и наперед обратить внимание на состояние техники, в случае необходимости – заменить. То есть, работа в большей степени нацелена на профилактику, на недопущение, как мы их называем, авиационных событий.

Стихия – страшная сила

– Погода, конечно, влияет, и даже очень. Особенно в переходный период, когда осенью начинается выпадение снега перед зимой или весной – таяние и температура воздуха провоцирует обледенение. Обледенение что для самолета, что для вертолета – вещь страшная: исчезает аэродинамика, крыло во льду, могут даже останавливаться двигатели из-за того, что воздухозаборник обледенел или во входной аппарат попал кусок льда, повредил лопатки у входного аппарата или компрессора – этот двигатель уже выключается. Туманы, дожди. Когда наступает осень – низкая облачность, а низко летать – опасно: земля близко, надо подняться выше, а там – облака, в облаках – обледенения, и вот такая цепочка идет.

Но у нас существует прогноз погоды, можно ориентироваться. Следует либо переносить полеты на другое время в надежде на то, что погода улучшится, либо отменять и переносить на завтра – и такое бывает.

– Существует ли особенный язык в профессии пилота?

– Язык у нас обычный, но много терминов, а что касается полета за рубеж, то языком общения является английский.

– Пилотам требуется виза при полете за рубеж?

– Для оперативной точки виза нужна, для выполнения чартерного рейса нужно разрешение той страны, куда пребываешь, и разрешение на перелет в страны, в которые будешь перелетать и над которыми будешь лететь.

О главных качествах летчика

– Самое первое качество летчика – дисциплина, отсутствие вредных привычек. Важно хорошее школьное образование, потому что, скажем, та же самая математика используется в авиации, в самолетовождении все время. Все остальные качества – человеческие: честность, доброта.

Когда-то была такая команда: делай, как я. То есть, надо смотреть, что делает командир, брать все лучшее, впитывать знания, не стесняться задавать вопросы! Особенно это касается первого года полетов. Что ты за первый год взял, то у тебя и останется. Это – фундамент, а строить уже будешь потом. Проще говоря, учиться, учиться и учиться.

– Что вас привлекает в своей профессии больше всего?

– Отсутствие однообразия – день протекает интересно, он не скучный. Вот ты взлетел, и все, что на земле, уже из головы исчезает, вот мы сидим с экипажем, внизу земля, сверху облака, осень например, красота! Зима – тоже красиво, когда белым-бело и ощущения незабываемые от того, где пролетаешь. Единственный минус профессии пилота – оторванность от дома и семьи.

Достижения

– Медали, конечно, есть, а самая главная – знак «Отличник Аэрофлота», я награжден почетным знаком ветерана за безаварийный налет 22 000 часов.

За 41 год у меня был только один случай, когда отказал правый двигатель — было ложное срабатывание одного датчика в районе аэропорта Байкит, пассажиров не было, один только груз, мы зашли, сели, дефект обнаружили, устранили, самолет перегнали и все.

– Расскажите о каких-нибудь интересных случаях, связанных с вашей работой?

– Я их не очень как-то запоминаю, но из всей вот этих полетов мне было как-то особенно удивительно на Аляске. Там люди, подобные нам, причем абсолютно! Меня удивляло одно. Мы – одинаковые люди, так почему мы говорим на разных языках: мы на русском, а они на английском. А так у нас одни вопросы, одни интересы, одни решения – вот настолько это общее! Это просто удивительно! Там и климат, и условия жизни очень похожи с нашими, все как в Сибири, может быть, поэтому мы так и похожи. И собеседник понимает, о чем я говорю, и я его понимаю – очень интересно было!

Профессиональные приметы от Владимира Деменева

1. Если не пошел день с утра, то он не пойдет весь день. Вот, допустим, твой автобус перед тобой ушел, или начал ты входить в автобус – споткнулся, значит день у тебя будет «сломанный».

2. Что касается самолета: на борт нужно становиться правой ногой.

3. Никогда нельзя возвращаться назад, если что-то забыл.

4. Если все идет гладко, то это – ненормально, чего-то жди. Это как затишье перед бурей. 5. Если в жизни все время идет «белое-черное», «белое-черное», то это нормально. А когда одно «белое», то здесь что-то не так.

Раньше была еще такая примета, что перед вылетом нельзя бриться. Сейчас уже мы от этого отошли. Как-то немножко это приметы уходят, уходят…

– Как семья относится к вашей профессии?

– Все привыкли давно. Жена у меня сама отлетала бортпроводницей 10 лет. Дочь, правда, никакого отношения к авиации не имеет: закончила ХТИ по специальности «Экономика и менеджмент». Несмотря на то, что по завершении летной деятельности все поменялось, по-другому стало, я считаю, что жизнь у меня сложилась.

Беседовала Алиса РОСЯЙКИНА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *