Пятница, Январь 18, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Хакасские ученые выяснят, куда и зачем едет народ

Хакасские ученые выяснят, куда и зачем едет народ

Преподаватели Института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова стали победителями регионального конкурса грантов Российского фонда фундаментальных исследований. Их научная работа посвящена изучению влияния этномиграционных процессов на экономическое, культурное, демографическое, политическое, социальное, конфессиональное развитие Хакасии с начала ее освоения и до наших дней. Руководитель проекта – доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России ХГУ Валентина АСОЧАКОВА.

– Валентина Нестеровна, сфера ваших научных интересов?

– На протяжении длительного времени я занимаюсь историей развития Русской православной церкви в Сибири, проблемами христианизации ее коренных народов. Но поскольку миграция является комплексной проблемой, то без ее изучения просто невозможно исследовать религиозное развитие Сибири в целом.

– Как зародилась идея создания подобного проекта?

– На рубеже 20–21 вв. этномиграционные вопросы приобретают большую социально-политическую значимость в силу масштабности миграционных потоков, последствий этого процесса для Сибири, а также регионов выхода мигрантов. Все это требует глубокого научного осмысления, в котором нуждается практика управления такими процессами, координация исследований разных гуманитарных наук и использование их опыта в изучении разных сторон жизни мигрантов.

Проект важен для понимания природы формирования, направления и состояния миграционных потоков и в современной Хакасии. В этой связи особую значимость приобретает обращение к историческому опыту правительственной политики освоения Сибири, от которой во многом зависели скорость и масштабность этномиграционных процессов в нашем регионе. Исследователи, совместно с которыми мы будем работать над реализацией проекта, уже на протяжении длительного времени профессионально изучали различные аспекты миграции, но объединение усилий, систематизация знаний и разработка единой модели позволят нам создать совершенно новое историческое знание.

Так, 17–21 вв. явились показательными этапами в данном процессе, поскольку в результате миграций сложилась картина расселения в пределах современных границ республики. Они привели к созданию совершенно новых хозяйственных и культурных форм, образованию иных этнотерриториальных групп, обладающих социально-бытовыми, языковыми и религиозными особенностями. История Хакасии развивалась и на стыке культур цивилизаций, где происходили межэтнические взаимодействия и контакты, а также пересекались миграционные и хозяйственные потоки (торговые связи). А реформы в современной России привели к неравномерному распределению населения.

– Кто-то из коллег будет вам помогать в его реализации?

– Это преподаватели Института истории и права университета, доценты Алексей Дроздов (кандидат исторических наук), Елена Мамышева (доктор исторических наук) и Михаил Степанов (кандидат исторических наук). Все они имеют достаточно серьезный опыт выполнения научных работ и уже некоторые «заделы» по реализации данного проекта.

– Сколько для этого потребуется времени и средств?

– Срок его реализации – 2 года, а финансовая поддержка проекта в 2018 году составит 340 тысяч. На сегодняшний день мы определили общую концепцию, стратегию, программу сбора теоретического и эмпирического материала. Сейчас идет процесс формирования информационной базы, сбор и систематизация статистического материала, работа в архивах и библиотеках России, а также апробация материала на различных конференциях, методологических семинарах и подготовка научных статей.

– В чем практическая значимость проекта для Хакасии?

– Опять же повторюсь, что исследование очень важно для понимания природы формирования, направления и состояния миграционных потоков в современной Хакасии, где они приобрели урбанизационный характер, сократилось сельское население. Эти процессы повлияли на динамику численности населения, его плотность, состав, расселение, исторические процессы воспроизводства и другое. Особый интерес представляют характер и состояние межэтнического взаимодействия и контакты, изменения в общественном сознании, как принимающего сообщества, так и мигрантов. Современная экономическая, демографическая, этнокультурная и этноконфессиональная ситуация в регионе противоречива и содержит серьезные риски. Речь идет о внешней трудовой миграции (преимущественно из стран Средней Азии), отличающейся не всегда конструктивным воздействием на разные сферы жизни общества. Это может привести к угрозе разрушения сложившегося хрупкого этнокультурного и этноконфессионального баланса. Особую тревогу вызывает возможность назревания конфликта между принимающим сообществом и киргизами, обосновывающими свое пребывание в Хакасии как возвращение на историческую родину.

Также будут определены количественные и качественные показатели, общая динамика социально-политических, экономических и этнических процессов в Республике Хакасия в контексте общего освоения Сибири.

– Какие локальные сообщества существуют сегодня у нас в регионе?

– Концепция локальных сообществ первоначально была разработана еще в американской историографии. Речь шла о группе людей, которые воплощают определенные социальные отношения и культурные особенности в конкретном месте.

Так, в рамках популярной концепции «культурного ландшафта», под которым понимается «целостная культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат жизнедеятельности в определенных природных условиях», мы с магистрантами, обучающимися по программе «История и архивное дело», в прошлом году работали над проектом «Религиозный ландшафт Хакасии и Тувы: история и современность». Данное исследование позволило изучить локальные религиозные сообщества двух южносибирских республик.

Здесь же мы попытаемся определить типы локальных сообществ, которые формировались под влиянием принудительной, этнической и трудовой миграции, а также ответить на два приоритетных вопроса: есть ли местное сообщество и каковы его признаки? Сегодня этому посвящено множество научных трудов. К примеру, одни считают, что такие сообщества возникают в местах с длинной историей «непереездов», а другие, наоборот, акцентируют внимание на эмоциональной связи с территорией (мигранты, землячества). Третьи вообще придерживаются мнения, что неформальные сообщества образуются только по интересам (велосипедисты, скейтбордисты, шахматисты, защитники животных), а четвертые считают, что это группы людей, привязанные к идее или социальной проблеме, а не к месту, поэтому сообществ нет. Кроме того, проблемой формирования сообществ занимаются и психологи. Для начала они рекомендуют научиться здороваться с соседями, даже если они вам и не отвечают!

– Планируете ли вы еще подобного рода проекты?

– Чем больше мы погружаемся в изучение данной темы, тем больше расширяются ее горизонты. Работа в этом направлении перспективна. Она позволяет посмотреть на многие проблемы с другой точки зрения. Далее вполне возможно формирование межвузовских творческих коллективов ученых из Тувы, Горного Алтая и других регионов Сибири, а также проведение компаративных исследований миграционных процессов и их последствий.

– Где можно будет ознакомиться с результатами вашей работы?

– Результаты исследований ученых будут представлены на конференциях всероссийского и международного уровня, в научных журналах, индексируемых в базах данных Scopus или Web of Science, а также коллективной монографии, которую планируют издать в 2019 году. Кроме того, выявленные особенности миграции в регионе могут представлять практический интерес для органов власти субъекта РФ, занимающихся совершенствованием миграционного законодательства и выработкой методов регулирования миграции.

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *