Понедельник, Июнь 17, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Его величество, светофор!

Его величество, светофор!

Сколько споров, сколько разбирательств всегда было вокруг этого маленького «короля дорог». Кто-то его недолюбливает, кто-то – откровенно не любит. Но уважать и считаться с ним обязан каждый участник дорожного движения. Иначе никак. Дороже будет стоить игнорирование его «приказов». Убедился в этом, думаю, каждый «дорожный» хам. И так было всегда, начиная с 10 декабря 1868 года.

Именно тогда был установлен первый светофор. И произошло это в Лондоне, возле здания Британского парламента. Изобрел его Джон Пик Найт. Итак, что он собой представлял. Это устройство мало напоминало современный светофор. Об автоматике тогда даже и речи не шло. Управлялся он вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45 градусов – «движение с осторожностью». Ночью и вовсе использовался вращающийся газовый фонарь. С его помощью подавались сигналы красного и зеленого цветов. Однако первый блин, по классике жанра, вышел комом. Уже в начале января газовый фонарь взорвался. Пострадал полицейский, который им управлял. После этого инцидента светофор был запрещен. Первый электрический светофор появился спустя два года. Разработал и запатентовал его Лестер Вайр из Солт-Лек-Сити. У него уже было два круглых электрических сигнала красного и зеленого цвета. А вот светофор такой, каким мы привыкли его видеть, изобрел Гаррет Морган в 1923 году.

В России же первый «трехглазый помощник» дорожных инспекторов появился в 1930 году. Установили его на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, немного позднее в Москве, на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Третий появился в Ростове-на-Дону. Изначально светофор должен был иметь только один цвет красный. Однако эта идея в практику не перешла. Интересный факт, что до 1959 года красный и зеленый цвета находились на противоположных местах по сравнению с нынешним расположением. Затем это изменили. Кстати сказать, тогда на советских светофорах третий сигнал был не зеленый, а синий. Но это продолжалось недолго.

Сегодня во многих городах нашей страны «трехглазому регулировщику» ставят памятники как дань благодарности за службу. А 5 августа он отметил свой очередной международный День рождения.

В Абакане на сегодняшний день 113 светофорных объектов. И это не единичных светофоров, а целых, назовем это так, секций. К примеру, перекресток – это светофорный объект, в который входит несколько светофоров, примерно восемь транспортных и восемь пешеходных. Причем с каждым годом «трехглазых помощников» становится все больше. А в последние три года и вовсе городская служба благоустройства усиленно взялась за модернизацию светофорных объектов. Здесь на помощь администрации города пришел головной центр. В рамках федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Абакане заменили больше половины старых светофоров на новые. Сейчас в городе продолжают доживать свой век всего четыре устаревших светофорных объекта. И это только начало, заверил Павел Евгеньевич ЛИТВИНОВ, руководитель МБУ «Абаканская служба благоустройства»:

«В ближайший год мы планируем эту работу завершить, заменить все старые светофоры на светодиодные. Поскольку они наиболее информативные. К тому же, что немаловажно, энергосберегающие. И еще одно большое преимущество светодиодных светофоров – они требуют минимального обслуживания».

Кроме этого, по муниципальной и федеральной программе заменили все контроллеры. Это цифровые «мозги» светофоров. Именно контроллеры управляют «трехглазыми помощниками» госавтоинспекторов и находятся в каждом светофорном объекте.

Так тема светофоров меня заинтересовала еще больше. Признаться, даже сама не ожидала, что будет так увлекательно. Я отправилась в «Абаканскую службу благоустройства», где по сути начинается рабочая жизнь светофоров – в цех, в котором, так сказать, проходит их стажировка, а еще точнее «обкатка». Мне посчастливилось пообщаться с начальником участка технических средств регулирования дорожного движения.

Леонид ОДИНЦОВ начал заниматься светофорами в 1985 году. Именно тогда он пришел в только образовавшуюся в Абакане (в 1981 году) контору под названием «СМЭУ ГАИ». То есть, можно сказать, что Леонид Николаевич стоял у истоков светофорной жизни Абакана. Работает и сейчас, только уже в «Абаканской службе благоустройства». Программирует светофоры и выводит, что называется, «в свет». Как шутит «светофорный наставник», через его руки прошли все светофоры города. Знает наизусть каждого. Ведь именно он «обкатывал» и тех старых советских «трехглазых регулировщиков», и сегодняшних современных светодиодных помощников.

«Когда я пришел работать, у нас было около сорока светофорных объектов. У нас были примитивные контроллеры, которые уже ушли в историю, на «релюшках», на контактах. И, естественно, все светофоры были ламповые, с обычными лампами на сто ватт. Они постоянно перегорали. Специалисты ездили ежедневно, меняли по пятнадцать – двадцать пять лампочек. Старые светофоры не давали нормальной светоотдачи, в солнечный день вообще непонятно было, какой свет светофора горит. Примерно десять лет назад мы начали устанавливать светодиодные светофоры. Они очень практичные и надежные. Тут недавно ДТП было, светофор наш сбили, он даже на земле валялся. Мы его забрали, проверили, оказалось – работает. Очень важно, что новые светофоры энергосберегающие. К примеру, на старых один сигнал потреблял сто ватт, а на современных – всего 10–15. Сейчас мы заменили все контроллеры. Новые отлично себя ведут, потому что у них очень хорошие блокировки от «конфликтов». То есть, к примеру, ситуация, когда ломается светофор на перекрестке и включаются два зеленых света, абсолютно исключается. Новые контроллеры сразу же включают мигающий желтый свет, что информирует водителей о неисправности устройства», – рассказал Леонид Одинцов.

В ближайшие два года администрация Абакана планирует запустить автоматизированную систему управления дорожным движением. Совсем как в крупных городах России. В Абакане будет создан диспетчерский пункт, в котором специалист в режиме реального времени будет мониторить всю дорожную обстановку. Это будет возможно с помощью главного пульта, который свяжут со всеми контроллерами. Таким образом, диспетчер сможет контролировать обстановку на дорогах, управляя дистанционно светофорными объектами. «Светофорный главнокомандующий» сможет менять режимы работы светофоров, что, как говорится, поможет «разгонять» пробки. А где-то – и вовсе запускать так называемую «зеленую волну». К тому же постоянное слежение позволит оперативно реагировать на поломки и быстро устранять их. Все это должно снизить аварийность и напряженность на дорогах города.

Анжелика МИХЕЛЬСОН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *