Воскресенье, Январь 19, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > С точки зрения практичности…

С точки зрения практичности…

Сейчас, в наш век высоких технологий, каждые 5–6 лет знания обновляются почти на сто процентов. Мало того, как говорят эксперты, в дальнейшем будут обновляться еще быстрее! Чтобы не утонуть в море новых технологий, надо держать руку на пульсе, то есть быть в курсе, следить за ситуацией.

Мой собеседник, Александр ЗАРАМЕНСКИХ, преподает в Хакасском техническом институте дисциплины «Мировые информационные ресурсы», «Проектирование веб-приложений», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации». Сложные и – уверена! – архиинтересные дисциплины. Мало того, также он занимается разработкой и поддержкой официального сайта ХТИ. Общение наше было очень интересным.

Актуальная тема

С чего начался твой педагогический путь?

Все это было какими-то отрезками. Преподавать я начинал с некоммерческого образовательного учреждения, когда еще был студентом. Меня позвали в частную школу учить детей основам работы с персональным компьютером. После я учил их основам работы с компьютерной графикой. А окончив институт, пять лет работал именно преподавателем.

Подробнее, пожалуйста.

Официально я преподавал с 2004 по 2009 год, в Хакасском политехническом колледже. Ушел, понял, что пора «завязывать». Но в 2015 году меня позвали внештатным преподавателем в Хакасский технический институт. Был бы я кандидатом наук, если бы не ушел из ХПК…

Интересный поворот…

Я мог бы осилить аспирантуру, но именно тогда ушел из преподавания. Писал диссертацию об электронных обучающих материалах и средствах. В то время был бум на электронные учебники.

Еще интереснее!

Тему эту мне хотелось развивать, но, поскольку я перестал преподавать, у меня не было поля для экспериментов, людей! В итоге все ушло в никуда.

Диво компьютерной графики

Компьютер – это не досуг «от нечего делать». Умею работать в нескольких программах и понимаю: знать возможности компьютера – счастье. Лично для меня – это творчество.

Сначала нужно выучить, разобраться во всем. Но! Творчество будет все равно, без этого никуда… Понятное дело, всех учащихся ты не охватишь, потому что каждый студент открывается постепенно. К тому же каждый талантлив в чем-то своем. Поэтому кто-то «хватает налету», кто-то – нет. Есть те, кому легко дается техническая часть, другим – творческая.

А видно, что человек в будущем будет работать с компьютером? Что ему эти знания важны, нужны и пригодятся в дальнейшем?

Это очень хорошо заметно. Такой человек обычно шагает, как говорится, вперед паровоза. Таких студентов один-два, максимум три в группе. Они активно делают все, и у них все получается! Им интересно, если не получается – психуют, разбираются, спрашивают, переделывают. Когда человеку интересно, он действительно, как говорится, лбом стену прошибает, в итоге у него все получается.

Какие программы вы изучаете?

Мы изучаем не программы, мы изучаем технологии. Они – это инструмент, программа же – способ работы с ним. Можно ведь землю вскопать лопатой, а можно трактор нанять. У моих студентов есть отдельные дисциплины – та же компьютерная графика, которую им читают другие преподаватели.

О, графика… Очень люблю.

Компьютерная графика как средство обработки фотографий и – максимально – создания коллажей. Об этом лекции. Я считаю, что если делать нормальный курс, то нужно выстраивать дисциплины «зависимо» друг от друга.

То есть?

Они должны быть увязаны друг с другом, друг друга дополнять. Зачем просто изучать компьютерную графику?

Ну, хочется, по крайней мере, уметь работать с фотографиями и прочими изображениями…

В общем ключе – да, но если мы готовим специалиста, который занимается той же обработкой, то компьютерная графика может быть ему интересна как подготовка изображений к публикации в сети или для того, чтобы использовать их в макетах сайтов. А также – как среда, в которой можно рисовать эти сайты. А потом уже делать задуманный сайт дальше.

Моменты мотивации

Студентам нравится?

Тут пятьдесят на пятьдесят, причем всегда два четких взгляда: интересно или неинтересно. Я считаю, что, если человеку интересно, он ходит, узнает, что-то делает. Среди студентов видно тех, кто не просто делает и сдает – они заинтересованно спрашивают меня: «А что будет дальше?»

Самые интересные студенты!

С такими студентами я беседую даже на лекциях, предлагаю им варианты на выбор – что мы будем изучать дальше. Рассказываю, какие возможные ходы есть у нас наперед, какую технологию мы можем изучить, для чего это нам пригодится. В итоге мы решаем группой, в какую сторону пойдем.

Сегодня человека, которому неинтересен компьютер, вообще трудно представить. Пожалуй, его нет…

Именно компьютер и вся сфера, с ним связанная… Всегда есть те, кому это неинтересно. Опять же, таким людям на таких специальностях делать нечего.

Какие темы интересны студентам?

Темы я позиционирую с точки зрения практичности. Всегда напрямую говорю учащимся: «Ребята, это будет нужно вам для того-то. Используя это, вы сможете работать с клиентом в такой-то области и брать с него такие-то деньги.

Если вам интересно, вы это поизучаете, сможете предложить клиенту то-то и то-то. Даже если вы сами не создаете сайты, но владеете технологиями, вы сможете найти человека (вас могут найти), которому нужно просто что-то поменять».

А веб-дизайн?

В рамках моей дисциплины давать чистый веб-дизайн очень сложно. Но азы я даю. Мы постоянно рассматриваем примеры сайтов, показываю то, что делаю я, говорю о своих ошибках, почему получилось одно, хотя хотелось другое – говорю, что именно. Рассказываю о моментах с заказчиками. Мотивирую. Что вы можете получить в итоге, и какие подводные камни могут быть при работе.

Выкинуть соцсети из жизни?!

В наше время, думаю, нововведения в этой области появляются с огромной скоростью, верно?

Да. Не так быстро, но регулярно выходит какой-то новый инструментарий. И это несложно охватывать, если ты в данной отрасли постоянно. Конечно, если ты лет пять сидел на всем старом – да, ты немного отстал. Это проявляется, прежде всего, в том, что ты используешь свой, проверенный временем, инструментарий. Ничего такого в этом нет, просто ты делаешь больше работы.

Надо же быть человеком своего времени. Здесь же постоянно что-то меняется…

Согласен. Мы в этом году взяли с ребятами и по-быстрому «добежали» до современных технологий. Их много, но нам-то все не надо. Я рассказал им примерно: что, куда, для чего и почему. Кому интересно, пойдет дальше сам. То есть, здесь напрягать всех разом не стоит.

Хотела спросить о флэш-сайтах. Сейчас их много! 11 лет назад мы с другом пробовали создать такой. Трудоемкий процесс…

Когда-то сайты, на которых все двигалось, были на флэш-технологиях. Но поскольку флэш на apple-платформе (айфоны, айпады) не работает, сейчас почти не используется. Сайты, на которых все двигается – иллюстрация того, что подросли технологии. Уже давно идет упор на то, чтобы сайт смотрелся презентационно. Важно захватить внимание людей.

Опять же, соцсети, у которых тысячи пользователей, обходятся без этого.

На то они и соцсети. Там другие моменты. Это не реклама, там не надо показывать, «какие мы красивые».

Кстати, твое отношение к соцсетям?

Хорошо, что они есть. Если бы у меня была возможность удалиться оттуда, я бы удалился. Но ее нет.

Однажды я нигде не появлялась полгода. Думала, обойдусь. Однако ошибалась.

Люди используют соцсети как средство общения, способ налаживать связь. Многие клиенты, например, выходят на связь только через соцсети. Соцсети, к сожалению, настолько вошли в современную жизнь, что «выкинуть» их уже невозможно.

Лика КРАСКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *