Вопросы от недовольных автовладельцев сыпались, как дождь, на Президента РФ Владимира Путина во время «прямой линии» с населением 7 июня. Помимо извечной российской беды – дорог, народ волновали взмывшие в конце мая цены на горючее, от роста которых «лихорадило» всю страну. Во время обсуждения этой волнующей темы главе государства показали гуляющий по Интернету мем (фотошутку), на которой он якобы заправляет желтую «Ладу-Калину», сетуя на стоимость горючего: «Ну и цены!»
Президент признал проблему и то, что резкий рост цен на бензин стал результатом действий правительства по регулированию сферы энергетики: «…Это неправильно, но надо признать, что это — результат неточного, мягко говоря, регулирования». Как проще и понятнее говорят в народе: «Регулировали-регулировали, да не вырегулировали». О том, кто понесет ответственность за признанный неудачным «эксперимент» (и понесет ли), пока не говорится. Президент согласился, что происходящее недопустимо и ситуация «неправильная». Пообещал строго следить за ценами. А также за действиями нефтяников: «К осени текущего года должны быть приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке. Я исхожу из того, что и правительство будет за этим строго следить, и Федеральная антимонопольная служба будет принимать соответствующие решения, не будет смотреть на происходящие события сквозь пальцы».
Министр энергетики убеждал, что «пакет мер» правительства поможет заморозить стоимость горючего. Пока мы не видим, как все это будет работать на практике, можно лишь предполагать, насколько может помочь ситуации «лекарство» от неудачного регулирования и других проблем. Ведь, как мы знаем (и из учебников экономики, и на практике), искусственное вмешательство в рыночную экономику – «заморозки» и «договоренности» с нефтяниками – дают лишь временный эффект и потом «аукнутся» еще большими проблемами и ценами. Другое возможное влияние на ситуацию «сверху» – с помощью налогового рычага — то, что напрашивается в таких случаях и может дать нужный эффект без губительных последствий. Но снижение налоговых нагрузок и «аппетитов» — это недополучение огромных сумм в казну. Пойдут ли на такое не чтобы «успокоить» возмущенный народ, а в долговременной перспективе — большой вопрос.
Так что же в этом «пакете мер»? И удастся ли благодаря им снизить (и дальше держать на приемлемом уровне) цены на горючее? Поразмышляем? Делитесь и своими мнениями, уважаемые читатели! Ждем ваших писем!
Будет ли действенным «пакет мер»?
Обратившийся на «прямой линии» к президенту возмущенный питерский дальнобойщик Алексей Караваев — олицетворение типичных российских водителей с их пониманием (точнее, непониманием) ситуации: «45 рублей за литр солярки, сколько возможно это терпеть? Вся страна 18 марта сделала большой выбор, за вас проголосовала, а вы цены на бензин не можете остановить!»
Были озвучены и другие «вести с полей», после которых стало ясно, что цена горючего в некоторых регионах не просто несоразмерна доходам «среднестатистических» россиян, но и превысила т. н. «психологическую отметку» в некоторых регионах. Например, в Якутии, где «зашкаливала» за полсотни рублей.
На мнение президента о сложившейся ситуации у его подчиненных тут же нашлись ответы про уже упомянутый «пакет мер». Что же в них такое, говоря простым человеческим языком? Среди причин повышения цен — пересмотр правительством некоторых налоговых мер для наполнения бюджета, после которого нефть стало выгоднее вывозить на экспорт. И это (в числе прочего) стимулировало скачок цен на внутреннем рынке. Как, например, повышение акцизов на бензин и дизельное топливо в 2018–2020 годах. Первое запланированное повышение акцизов уже прошло в этом году. Теперь принято решение понизить акциз и отменить второй этап повышения (который намечался с 1 июля). Кстати, по данным экспертов, доля тех самых акцизов в стоимости бензина у нас составляет около 20%. То есть, это — не грубое вмешательство в рыночную экономику, а руководство страны решило воспользоваться «налоговым рычагом» и недополучить дополнительные поступления от акцизов в федеральный и региональные дорожные фонды.
«Договоренность» с нефтяными компаниями о «замораживании» цен, достигнутая 30 мая и представляемая как одна из эффективных мер, — это уже более пугающе. О последствиях искусственных «договоренностей», которые дают временный эффект, уже говорилось выше. Если кратко об этих договоренностях, то правительство обещало нефтяным компаниям стимулировать нефтепереработку (в т. ч. за счет снижения акцизов), а взамен от них ждут поставки на внутренний рынок достаточного количества топлива без повышения на него цен.
Кроме этого, как дополнительный способ влиять на нефтяников и резко снизить выгоду от экспорта нефти и ориентации компаний на внутренний рынок правительство предложило ввести пошлины на экспорт нефти — до 90%, внеся соответствующий проект в Госдуму. Пока складывается ощущение, что о возможности таких суровых мер 7 июня говорилось как о своего рода «грозящем персте» нефтяным компаниям, если те начнут сейчас отступать от договоренностей с правительством.
Также к осени обещают принятие «дополнительных мер по стабилизации ситуации». Что стоит за этим (и подобными) общими фразами — пока неясно.
Нет однозначного ответа: ждать ли долговременный эффект после заявлений президента во время «прямой линии»? Экономисты-аналитики сходятся во мнении, что резкого падения цен на бензин ждать не стоит. Надеяться можно лишь на небольшое снижение и прекращение роста. И то, с большой долей вероятности, оно не будет длиться годы. Ведь экономическая ситуация меняется, работать в убыток себе никто не будет (и нефтяные компании — не исключение), да и в бюджет нужно изыскивать дополнительные доходы (в том числе налоговые). Сейчас на снижение акцизов пошли, чтобы снять социальное напряжение, так как возмущенные автовладельцы начали устраивать разного рода акции протеста. Резко поднявшиеся цены на горючее больно ударили по кошелькам небогатых россиян, и стало очевидно, что «тянуть» такие расходы многие не могут. Но постоянно, годами, сдерживать рост цен на горючее «ручным» вмешательством в экономику не получится. Хорошо, если это удастся сделать на протяжении 2018 года.
Глас народа: жизнь после скачка стоимости горючего
Корреспондент «Абакана» провел небольшой (не претендующий на научность и всеохватность) опрос 10 автовладельцев. Этот срез общественного мнения позволяет понять для себя, как на жизни горожан отразился рост цен на горючее? Кого они считают ответственным за него? Снизятся ли, по их мнению, снова цены в случае доказанных нарушений в ценообразовании? Являются ли предельными для их кошельков ценники на заправках?
По народному мнению выходит, что рост цен на горючее — это ответственность руководства страны (6 человек), нефтяников с их завышенными «аппетитами» (3 человека), последствие мировой ситуации с добычей нефти (1 человек). В снижение цен большинство (8 человек) не верит, 2 человека допускают небольшое временное снижение, чтобы «успокоить» народ. Главный аргумент: люди не могли вспомнить, что в российских традициях поднявшиеся на что-то по всей стране цены снова опускались до прежнего уровня. Незначительные «спросовые» колебания стоимости ходовых товаров к тем же праздникам (например, яиц к Пасхе или елок к Новому году) — не в счет, это — другая история. А вот «бензиновый» пример 2008 года еще жив в памяти многих автовладельцев: после резкого падения мировых цен на нефть, почти наполовину, до 80$ за баррель, вслед за этим бензин в России соразмерно (или хотя бы очень ощутимо) не подешевел. Что касается «предельности» его стоимости сейчас для автовладельцев, то только 3 человека признались, что не пользуются авто без особой необходимости и решили отказаться от запланированных на лето дальних автопоездок. Еще 5 человек рассказали, что поднявшиеся «горючие» цены больно ударили по семейному бюджету, но отказаться от машины нет возможности: она нужна для работы. Соответственно, пришлось потуже затянуть пояса, «включить режим экономии» и продолжить покупать горючее по не адекватным доходам ценам. Два человека, которые и раньше пользовались авто «время от времени», после скачка цен задумались о продаже автомобилей. Не заметивших и не ощутивших на своем кошельке изменения ценников на заправке не оказалось.
Результаты серьезного опроса, проведенного по всей стране, обнародовал 6 июня Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По его данным получается, что из опрошенных (в т. ч. не водящих машину) отмечают рост цен на бензин за последние несколько месяцев 84% жителей. Причем 64% из них считают их повышение значительным.
83% россиян отмечают ухудшение своего материального положения из-за роста цен на горючее. Оценили его как «существенное» 43% респондентов, а 40% – как незначительное. Более половины опрошенных, которые водят машину (51%), считают, что скачок «горючих» цен может стать причиной возникновения у них «серьезных финансовых трудностей».
Что касается причин повышения стоимости, то примерно две трети опрошенных (66%) усматривают их «в экономической политике российских властей». В основном, это россияне в возрасте от 45 до 59 лет (73%). Влияние на «бензиновую» ситуацию в России внешних факторов видит 21% респондентов (из них — треть в возрасте от 18 до 24 лет). Народные мнения об ответственности за произошедшее разделились: 46% россиян винят в резком росте цен на горючее нефтяные компании, а 40% – «возлагают ответственность на Правительство РФ».
Что касается народных прогнозов, то только 5% россиян верят в то, что цены на бензин станут снижаться. 78% опрошенных убеждены, что в этом году они продолжат расти.
Как будет на самом деле (и чьи прогнозы оправдаются – оптимистичные руководства страны или пессимистичные народные) – покажет время.
Подготовила Татьяна ЗЫКОВА