Четверг, Апрель 9, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Школа начальная – самая главная?

Школа начальная – самая главная?

Скоро во всех детсадах Абакана пройдут выпускные, потом как всегда незаметно пролетит лето, и тысячи юных горожан отправятся за парты начальной школы. Этот самый ответственный этап ребячьей жизни определит их возможности и уровень самореализации на долгие годы вперед.

О том, какое значение имеет начальная школа в дальнейшем образовании наших детей и надо ли придавать ей серьезное значение, а не рассматривать как подготовительный этап, нам рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ № 7 Татьяна Викторовна НЕКРАСОВА.

– Начальная школа имеет определяющее значение для всего последующего образовательного процесса, в который входят ваши дети! Поэтому в идеале начальная школа не должна быть ни излишне сложной, ни излишне слабой. Она должна быть сильной, а учитель должен быть настоящим профессионалом. И главное: она должна быть одинаково сильной для всех детей. Распределение по способностям в начальной школе недопустимо (за исключением случаев врожденной одаренности, которые крайне редки).

Именно по итогам начальной школы вы будете оценивать уровень способностей и интеллектуальную направленность своего ребенка на этап средней школы и старшей. А за ними – и на всю оставшуюся жизнь. Но это в идеале, а как там дело обстоит в реальности?

Что значит для начальной школы, точнее, для программы обучения в начальной школе, быть не слишком сложной и не слишком слабой?

Поговорим о том, что такое слабая начальная школа. Кидаться в крайности – это наша любимая национальная забава. Но вернемся к теме: речь идет о примитивности программ основных предметов начальной школы под видом лозунга «У детей должно быть детство». «Детство» у таких детей, как правило, сводится к планшету, компьютеру и телевизору в режиме нон стоп. Последствия реализуются на этапе переходного возраста, когда авторитет родителей перестает быть доминирующим.

Примитивность программ обучения сводится к упрощенной программе по математике, очень маленьким домашним заданиям по русскому языку. Ну и, соответственно, к чтению, не предусматривающему проверку осмысления прочитанного, то есть к искусственному занижению интеллектуальных возможностей ребенка.

Но как это должно быть, если все формировать «по уму»?

Программа по русскому языку в начальной школе рассчитана на то, чтобы ребенок получил навык автоматической грамотности. Этому способствует логопедическое здоровье ребенка, за которым родители должны следить на дошкольном этапе, и базовая теория русского языка в начальной школе, закрепленная большими домашними заданиями, объем которых предполагает установление навыка правописания, переходящего в автоматизм.

Смело могу сказать, что основы русского языка, основной объем грамотного письма закладываются в начальной школе.

Математика – это язык любой науки. То явление жизни, что на обычном языке объясняется большим объемом текста, на языке математики может быть представлено одной формулой. Поэтому без математики нет науки, что бы ни говорили разного рода «гуманитарии».

Именно этому свойству математики и учатся наши дети, загибая пальчики в устном счете, решая задачки на скорость парохода по течению реки и против течения и т. д. Навык понимания соответствия математической записи реальному явлению жизни должны освоить наши дети в начальной школе, и тогда в средней школе не будет проблем с естественнонаучными предметами.

Теперь о чтении. Это, пожалуй, самый главный навык, который ваш ребенок должен освоить за время начальной школы. От него зависит успешное освоение и математики, и родного языка. Нужно не просто научить ребенка читать – нужно научить его читать осмысленно, то есть в процессе чтения ученик должен осмыслить максимум содержания написанного. Это не так просто, как кажется. Учитель для этого дает задания на пересказ текста и заучивание стихов. Также в начальной школе практикуются изложения и маленькие домашние сочинения.

Для начала тексты должны быть простыми и емкими по смыслу: «Мама мыла раму». Ребенок мгновенно представляет себе процесс, ему это обеспечивает содержательная емкость и краткость предложения. Поэтому за текстами, которые даются детям для чтения на первых порах, надо особенно следить. Неплохо, если ваш малыш пришел в школу читающим и у него есть возможность углублять навык осмысленного чтения легкими пересказами и заучиванием небольших стихов.

Что касается всех остальных предметов, принятых в начальной школе – изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, физкультура – все они необходимы и учат ребенка восприятию мира через язык классического творчества и радость движения.

Что касается нововведений последнего времени в школьные программы для начальной школы типа информатики и иностранного языка: информатика – это реальность нашего времени, от нее никуда не деться, да и не надо. Но нужна ли она ребенку на первых этапах обучения? Мое мнение – нет. Почему?

Во-первых, дети на уровне примитивного пользователя и так осваивают новые социальные навыки с раннего детства достаточно легко, а глубинная суть информатики, которая ложится потом в основы профессионального программирования – это математика. И сегодня формируются программы по математике для начальной школы, которые учитывают этот фактор. Поэтому отдельный предмет в начальной школе – это лукавство, заигрывание с несведущими родителями.

Теперь об иностранном языке. От этого никуда не деться. Поэтому грамотные школы вводят его со второго класса. Иностранный язык, безусловно, нужен, но акцент в начальной школе должен был быть сделан на грамматику, а не на лексику.

Вот так, дорогие родители, выглядит в самом общем виде процесс обучения вашего ребенка в начальной школе.

А еще Татьяна Викторовна Некрасова просила не задавать глупых вопросов вроде: «Зачем нам устный счет, если есть калькулятор?» или: «Зачем нам письмо, когда есть клавиатура?» Это глупость страшная и непоправимая, считает завуч. Вступая в процесс обучения, ребенок осваивает все этапы становления знания человечества об окружающем мире. Среди них этап становления речи, этап становления письма, этап становления математической формализации жизни и, как следствие – образования науки.

Так что, уважаемые родители Абакана, подготавливая своего уже такого взрослого малыша к 1 сентября, уже сейчас настраивайте его положительно: школа – это важно, это жизненно необходимо, и обучение – это не «вот-и-у-нас-началась-каторга», а формирование у ребенка основных принципов и взглядов на жизнь, которые в будущем приведут его к неизменному успеху.

Записала Анна СПАССКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *