Каждый из нас знает, что «хорошо» говорить – это очень хорошо. Но как научиться тому, что называется искусством общения? Те, кто побывал на просветительских лекциях доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой стилистики русского языка и журналистики Хакасского госуниверситета Ирины ПЕКАРСКОЙ, узнали, что успешные ораторы знают законы эффективной коммуникации.
– Слушатели узнали о тех заповедях, которые народ копит веками. Среди них – «Умей вовремя сказать – умей вовремя смолчать», «С тобой разговориться – что меду напиться», «Красно поле пшеном, а беседа умом» и другие, – пояснил лектор. – Дайте почувствовать собеседнику, что ему с вами интересно. Ведь эффективное коммуникативное сотрудничество – залог достижения поставленных целей и решения заявленных задач. Удовлетворенность от общения «окрыляет» собеседников и выстраивает перспективы их будущих взаимоотношений.
Профессор подробно остановилась на основных коммуникативных законах, делающих общение более комфортным. О них знал уже античный мир, но сегодня они заиграли свежими красками, например, в описании Иосифа Абрамовича Стернина. Она рассказала о том, как убедить собеседника поверить в то, о чем вы говорите, сохранив при этом хорошие отношения со своим оппонентом.
Как уговорить вынести мусор
Лектор обратила внимание, что, на первый взгляд, «Закон отклоняющегося коммуникативного поведения собеседника» как будто бы сложный, но на самом деле все абсолютно прозрачно. Речь идет о том, что если ваш оппонент нарушает какие-либо коммуникативные правила, то вам обязательно хочется его поправить.
Этот закон является противоположным «Закону отзеркаливания», когда мы подражаем своему собеседнику абсолютно во всем, начиная с тематики беседы и заканчивая поведением, не только речевым (вербальным), но и поведенческим (невербальным). К примеру, если кто-то начинает говорить громче, то мы тоже стремимся ему подражать – «усиливаем громкость». Как поясняет профессор, все зависит от ситуации, которая сама подскажет, как можно достичь коммуникативного успеха.
Также она рассказала и о законах критики, которые говорят о том, что собеседники, как правило, не любят критику и не желают воспринимать ее на свой счет, особенно если она прилюдна. По мнению исследователей, 10% начинают работать еще хуже, столько же трудиться лучше, а остальные 80% – негодовать и не любить того, кто делает замечание, а также всех услышавших его. Поэтому если критикуем, то желательно это делать вне аудитории и с дальнейшей перспективой. К примеру, все хорошо, но если сделать вот так, то будет еще лучше. По-другому этот закон можно назвать «законом замечаний», которые слушатель не любит.
Автор проиллюстрировала закон видеофрагментом из популярного детского юмористического журнала «Ералаш», где мама, папа и бабушка пытаются своими методами мотивировать мальчика вынести мусор. Они пробуют модифицировать отклоняющееся коммуникативное поведение, а в результате все терпят коммуникативную неудачу. Просто так сложились обстоятельства, что в определенный момент мальчику самому захотелось выйти на улицу – там стала возможной встреча с понравившейся девочкой – и ни мусор, ни уговоры оказались здесь совершенно ни при чем.
Бродят слухи по домам
Ирина Владимировна отметила, что «Закон самопорождения информации в группе общения» особенно опасен в деловой коммуникации для руководителей. Если вдруг группе не хватает информации, то эта информация в ней начинает «самопорождаться». К примеру, такая ситуация была, когда в стране задерживали выплаты заработной платы. И в обществе возникало множество вариантов того, почему так происходит. Иными словами – это закон слухов. Все они возникают от того, что люди до конца не владеют информацией и пытаются ее додумать. А додумывая, предлагают свою интерпретацию случившегося, наделяя ее оценочными характеристиками. Отсюда и возникает непонимание. Это всегда плохо. Поэтому информация должна как можно точнее соответствовать объективной реальности.
Плохие вести не лежат на месте
Ирина Владимировна подчеркнула, что Иосиф Абрамович соотносит «Закон ускоренного распространения негативной информации» с паремией – кристаллизованной народной истиной (пословицами и поговорками). К примеру, «Плохие вести не лежат на месте». Речь идет о том, что плохое о себе вы слышите гораздо чаще, чем хорошее. Этому есть объективная причина – все хорошее очень быстро становится нормой. Почему нас, как правило, за хорошие дела редко хвалят, особенно если они проявляются в чем-то мелком? Да потому что так и должно быть, то есть вы сделали так, как и должны были сделать. А вот если вы отклонились от этой как будто бы уже нормы, пусть даже совсем чуть-чуть, вот тогда на это обязательно обратят внимание – сделают замечание. Этот закон действует всегда и везде. Об этом надо помнить. Поэтому необходимо скорректировать свое отклоняющееся поведение в сторону, если не плюса, то, по крайней мере, нейтрализации ситуации.
«Испорченный» телефон
Так лектор называет «Закон искажения информации при ее передаче». К примеру, есть такая игра «испорченный телефон». Ведущий говорит слово тому, кто принимает в ней участие, и каждый по цепочке начинает его шептать на ухо рядом сидящему. В итоге часть информации либо теряется, либо искажается пропорционально количеству передач. Особенно в таком взаимодействии интересны незнакомые слова.
Кроме того, ученый обратила внимание на то, что все коммуникативные законы реализуют себя не только в бытовой коммуникации, но и деловом общении. К примеру, когда начальник отдает распоряжение подчиненным, оно проходит определенные этапы передачи. И, как посчитали лингвопсихологи, информация, которая «добирается» до желаемого объекта, составляет лишь 25% от истины. Поэтому лучше ее передавать в письменной форме. Что же касается передвижения информации снизу вверх, то здесь при устной передаче до начальника доходит еще меньше – около 10%. Это происходит потому, что каждый работник добавляет в нее что-то свое. К примеру, я не особо люблю того, о ком необходимо рассказать, – а добавлю-ка от себя эмоциональных характеристик – и дело сделано. Таким образом, очень важно, чтобы такая информация передавалась в письменном виде. А в бытовом общении важно учитывать ее источник, количество передач и соответствие истине.
В чужом глазу соринка…
По мнению лектора, не менее интересным является «Закон диссоциации «Я» и объекта публичной критики». Когда осуществляется публичная критика кого-либо и при этом присутствует человек, у которого есть аналогичные недостатки, он критику от себя отводит, считая, что у него все совсем по-другому. С такими законами надо быть очень осторожными.
Ученый иллюстрирует его фрагментом из советского художественного фильма режиссера Эльдара Рязанова «Служебный роман», где один из главных героев, Анатолий Новосельцев, приходит в кабинет к начальнику и, не застав ее на своем рабочем месте, усевшись в ее кресло, «облачается в образ» руководителя. В данном случае информация также отсекается и заменяется другой. Он говорит о том, как бы ему хотелось, чтобы его воспринимала она. А начальник воспринимает подчиненного с позиции своих приоритетов и принять точку зрения Анатолия в тот момент не может.
В рамках данного закона не актуальными становятся, к примеру, фельетоны или показательные процессы, так как сколько бы мы ни говорили, что так делать нельзя и как надо делать, критика «по аналогии» не воспринимается. Поэтому если не критиковать нельзя, надо делать это очень осторожно, доброжелательно – с перспективой. Например, сейчас вы сделали хорошо, но вот если бы выполнили так, было бы еще лучше.
Далее лектор перечислила основные причины того, почему мы часто не хотим воспринимать информацию на свой счет: падение самооценки, интерпретация, комментирование и оценка. Причем комментирование просто не может существовать без оценки. Также мы не всегда умело слушаем своего коммуникативного партнера в силу разных факторов: не хотим, стесняемся, боимся переспросить. Автор подчеркивает, что не нужно ничего бояться, и если в чем-то сомневаетесь – лучше переспросить. Ведь человек не может всего знать. На самом деле узнать новое или скорректировать себя в чем-то – не зазорно. Как говорил О. Генри, «ползущий упасть не может – подает идущий». А вот не понять чего-нибудь и сделать так, что в конечном итоге это превратит ситуацию из успешной в неуспех или даже приведет к коммуникативному провалу, гораздо хуже.
Окончание следует.
Инга ТАЛАХАДЗЕ