Понедельник, Октябрь 14, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Мама, я сам!»

«Мама, я сам!»

Начиная лет этак с полутора наши крохи, сперва при помощи жестов и эмоций, а потом – вполне внятными фразами дают нам понять, что не очень-то в нас и нуждаются. Мы и радуемся, и обижаемся, но чаще всего нас, конечно же, от гордости распирает – экий самостоятельный! Далеко пойдет.

Так ли это на самом деле? Действительно ли нужно малышу предоставлять свободу действий и всячески поощрять инициативу, или все-таки мама знает лучше, как есть, гулять и спать, завязывать шнурки и прибирать в комнате?

Кого мы в этом случае рискуем вырастить – избалованного «тепличного» капризулю или личность, которая будет требовать от жизни все только самое лучшее? А как к детям, таким образом воспитанным, отнесутся в школе сверстники?

Мы продолжаем беседы с детским психологом Лилией ЗАМОТАЕВОЙ. И сегодня обсудим такую востребованную тему, как детская самостоятельность.

– Самостоятельность – еще один помощник в подготовке и адаптации к школе. Это совершенно не означает, что ребенок с первых дней начнет ходить один в школу, учить сам уроки и собирать рюкзак. Он обязательно будет все делать без вашего вмешательства, но немного позже, когда научится это делать хорошо и качественно. Однако очень важно приучать ребенка выполнять то, с чем он может сам справляться, – объясняет Лилия. – Сейчас так много литературы на тему, как воспитать, как вырастить, как не обидеть, как взаимодействовать с ребенком, что у родителей невольно возникает чувство тревоги за каждое слово и действие в адрес ребенка. И оттого, сами не замечая, родители стараются ему потакать и делать за него все. Ребенок растет, а родители иной раз этого не видят, продолжая считать своего ребенка маленьким и применять те же методы воспитания, что и прежде.

Лилия утверждает, что на самом деле очень важно и полезно остановиться и оценить ваши взаимоотношения с ребенком. Если вас ничего не беспокоит и проблем с ребенком нет, а бывают лишь мелкие разногласия, но они быстро разрешаются и вы про них забываете, то все в порядке.
А вот если вы чувствуете, что все везете на себе и делаете за ребенка многое, то самое время начать менять ситуацию.

– Чем раньше ребенок начнет обслуживать себя, выполнять определенные правила, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, тем легче ему будет усвоить школьные требования. Но, конечно, на деле это выглядит не совсем так, – объясняет Лилия Замотаева. – Многие дети в повседневной жизни довольно самостоятельны. Они умеют одеваться, раздеваться, общительны, легко находят контакт с другими детьми и по дому помогают, но когда приходит пора идти в школу, может вырисоваться совершенно противоположная картина. Подобное связано с тем, что самостоятельность в повседневной жизни и самостоятельность в учебе – это не совсем одно и то же.

Так что же такое учебная самостоятельность? По мнению педагогов, самостоятельность школьника заключается прежде всего в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без дополнительного внешнего воздействия, то есть без стояния над душой педагогов и родителей. Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению. Здесь важными качествами являются заинтересованность, познавательная активность, инициатива, умение ставить перед собой цели, умение планировать свою работу. Конечно, все это формируется не сразу, и тут как раз очень важен и нужен взрослый (родитель, учитель), который поможет, подскажет, а не сделает все за ребенка.

– И тут очень важно, как вы относитесь к своему ребенку, как часто вы ему говорите, что он еще маленький, что у него не получится, что ему еще рано, не слишком ли часто вы одергиваете его или, чтобы сэкономить время и нервы, делаете сами со словами: «Давай я, а то ты пока это сделаешь», – уверяет Лилия. – Если вы пытаетесь контролировать каждый шаг вашего ребенка, вряд ли у него разовьется самостоятельность.

Если дома над ребенком установлен тотальный контроль, то со временем малыш перестает нести ответственность за свои поступки, перекладывая ее на родителей: «Это ты мне не напомнила», «Ты мне не положила». Часто такие ребятишки и во взрослой жизни стараются свалить свою вину и долю своей ответственности на кого-то другого: «попалась» плохая жена, которая не следила за ним, безответственный муж, который не обеспечил праздное существование, начальник-тиран и так далее.
– Как любое качество, привычку развивать самостоятельность нужно с «точки покоя» и доброжелательности, – советует Лилия Замотаева. – Начиная с простых просьб и поручений, особенно тех, к которым у ребенка есть интерес. И неважно, как хорошо он выполнил эту просьбу, главное – отметить желание и старание ребенка, похвалить и поблагодарить, а недочеты можно исправить вместе. Например, если ребенок старался помочь вам на кухне в приготовлении ужина и испачкал стол и еще что-то, важно поблагодарить его за помощь и добавить: «А теперь давай приберем здесь». Важно исправлять все ошибки вместе, а не прогонять малыша и со стонами и ворчанием в его адрес перемывать в сотый раз кухню и пригоревшие кастрюли. Просыпал муку – веник тебе в руки, старайся, подметай! Посмотри, как хорошо получилось, как снова чисто у нас теперь! Какой ты молодец! Настоящий хозяин, к такому всегда приятно прийти в дом!

Конечно, нам, взрослым, не нужно ждать моментальных результатов, ребенок не сразу научится принимать правильные решения и находить верный выход из ситуаций.

– Очень важно, чтобы ребенок понимал, что успех прежде всего зависит от него самого, от его инициативы и самостоятельности, а не от старания родителей, – утверждает Лилия Замотаева.

И предлагает проделать такое упражнение: можно составить на большом листе таблички с изображением того, что малыш должен сделать. Например, у Лилии сын не любит одеваться. Поэтому они вместе в табличке нарисовали все предметы гардероба, которые нужно надеть перед выходом на улицу. Теперь каждый раз он старательно сверяется со своим списком и галочки проставляет. И это работает!

В комнате вашего сына или дочки можно повесить список повседневных дел, например покормить рыбок, заполнить страничку в прописи, сложить книжки и карандаши в тумбочку и так далее. Сделал дело – поставил галочку. И здесь следующим этапом должен стать контроль, но не тотальный, а, скорее всего, вспомогательный. Нужно следить за качеством выполненной ребенком работы, чтобы она делалась в прямом смысле не для галочки.

В Абакане есть категория мам, которых за глаза прозвали «матери-ехидны». В шутку, конечно, – не кукушки, и то хорошо. Под это определение попадают мамы, которые предоставляют ребенку практически полную самостоятельность в пределах разумного с подгузникового возраста. Детям позволено самостоятельно есть ложкой, размазывая кашу по столу, рисовать на стенах, и они даже имеют – о боже! – собственное мнение и право выбора! Как правило, если все сделано адекватно, такой ребенок вырастает уверенным в себе и делает большие успехи уже в раннем детстве. А все остальные завидуют, ведь ему позволено бегать босиком по песочнице, не боясь испачкать фирменный «шмот».

А еще такие дети с раннего возраста следят за порядком в своей комнате и несут ответственность за своих хомяков-котов-собак. Психологи говорят, что в дальнейшем это пригождается и во взрослой жизни – уровень ответственности достигает нужной точки.

Неприятные картины поведения капризных детей можно встретить повсеместно в Абакане, особенно в местах большого скопления людей. И здесь вины ребенка по большому счету-то и нет: просто дома ему разрешается то, что строго-настрого запрещается «на людях». Малыш не может этого до конца понять, поэтому ведет себя так, как привык, и получает желаемое таким способом, каким умеет.

Конечно, степень самостоятельности нужно устанавливать взрослым, исходя из жизненных реалий и возможностей, и внимательно следить, чтобы это не переросло во вседозволенность.

И тогда вы будете действительно гордиться, а не краснеть до кончиков ушей, когда ваше такое уже взрослое чадо авторитетно заявит: «Мама! Я сам!»

Анна СПАССКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *