Среда, Октябрь 16, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Жилищно-коммунальные проблемы с точки зрения закона

Жилищно-коммунальные проблемы с точки зрения закона

Жильцы – тоже потребители: жилищно-коммунальных услуг. То, как они оказываются, вызывает у абаканцев много вопросов. Описанные читателями «Абакана» проблемы уникальными не являются. На самом деле они волнуют миллионы жителей страны.

Что по поводу распространенных ситуаций говорит закон? На чьей стороне правда? И что делать, если права жильцов-потребителей нарушены? На эти и другие вопросы из нашей почты отвечает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Возможен ли перерасчет после несвоевременной поверки счетчиков?

Забыла вовремя сделать поверку водосчетчиков в квартире. Спохватилась через три месяца. За это время заходила в управляющую компанию с другими вопросами, но о поверке мне никто не напомнил.

Можно ли после ее проведения потребовать от управляющей компании произвести перерасчет за эти три месяца? И должны ли управляющие компании напоминать жильцам о предстоящих поверках?

Наталья ВОЛОДИНА

– Начну с того, что законодательство не обязывает УК напоминать жильцам о предстоящем прохождении поверок. Согласно Постановлению № 354 от 06.05.2011 г. собственник сам должен обеспечивать их прохождение в срок. Если поверка не произведена вовремя или прибор учета отсутствует, размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Далеко не единичны случаи, когда поверки делаются не вовремя (в т. ч. с задержкой несколько месяцев), а потом (после их прохождения и установления, что с прибором все в порядке) жильцы начинают требовать УК произвести перерасчет за период, который они платили по нормативам. Однако в таких ситуациях отказ в перерасчете законен.

Обеспечивать проведение поверок индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета требуется в сроки, установленные их технической документацией. При этом надо предварительно проинформировать исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утвержден Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815.

Если коммунальщики не показывают документы о тратах денег жильцов…

Можно сказать, что жильцы содержат «своих» коммунальщиков: они «скидываются» и на зарплаты им (и нередко даже не интересуются, какие жалования те себе назначают), и платят из своего кармана за техническое обслуживание дома и другие связанные с ним работы.

После ознакомления со скупой распечаткой отчетных цифр и фактов управляющей компании лично у меня возникло желание лично увидеть некоторые бухгалтерские документы и узнать в деталях о некоторых проведенных работах. Некоторые якобы оказанные услуги в отчете были сформулированы очень уж расплывчато, и непонятно, что они в себя включают и насколько адекватен выставленный за них жильцам счет.

Пошел в свою управляющую компанию и попросил показать и интересующую бухгалтерскую, и другую “внутреннюю” документацию. Но мне в этом категорически отказали. Сказали: был вывешен обязательный отчет – в него и смотрите, нечего лезть в наши дела. Но, позвольте, какие «ваши дела»? Если я участвую в их оплате, то это и мои дела тоже!

Другой предлог, под которым в показе документов (и тем более их копировании) мне было отказано: «А зачем они вам? Сначала письменно укажите причину, а мы ее обсудим и сообщим вам о решении». В общем, ушел я от коммунальщиков несолоно хлебавши.

В связи с этим вопросы: предоставления каких документов жильцы могут требовать у коммунальщиков? Относятся ли к ним бухгалтерские документы, которые не обнародуются в обязательном публичном отчете жильцам? Имеет ли значение для предоставления документов о трате денег жильцов причина, по которой требуешь эти данные?

Александр ПИРОГОВ

– Полный перечень информации и документов, предоставления которых жильцы вправе требовать от управляющих организаций, приводится в Постановлении Правительства РФ N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Он обширный, и напечатать его в газетной статье нет возможности. Ознакомьтесь с ним самостоятельно: в библиотеках или Интернете, где он размещен в открытом доступе. Если кратко, то кроме основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, сведений о выполняемых работах, стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат и годовая бухгалтерская отчетность (включая бухгалтерский баланс и приложения к нему), и даже копии документов о привлечении управляющей организации к административной ответственности!

Ниже я поясню важные нюансы, связанные с получением нужной жильцам информации. Увы, о них осведомлены не все жильцы. В случае, если вам не предоставляют оговоренные в Постановлении данные, то в этом же документе указаны дальнейшие действия жильцов в подобных ситуациях: “отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке”.

Еще один важный момент – в Постановлении разъясняется, что понимается под раскрытием информации: “Обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (НЕЗАВИСИМО ОТ ЦЕЛИ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации”. Отвечая на поставленный читателем вопрос: даже если представителям управляющей организации не нравятся объяснения жильцов, зачем им понадобились те или иные сведения о работе коммунальщиков (например, они говорят, что собираются обратиться с ними в прокуратуру), отказать в получении оговоренных Постановлением данных они все равно не имеют права.

Можно ли весной доказывать зимние проблемы с отоплением?

В прошлом году купили угловую квартиру в многоэтажке, и теперь в ней мучаемся от холода зимой. То ли межпанельные швы плохо держат тепло, то ли батареи не справляются. В прошедшие январские морозы наш домашний градусник подтверждал наши ощущения, что температура воздуха «не дотягивает» до нормативной на 5–7 градусов.

Более того, я звонила-возмущалась в управляющую компанию. Но толку от этого не было. Меня так же устно успокаивали, что теперь знают о нашей проблеме и по возможности попробуют ее решить.

Однако по факту ничего сделано не было. В феврале мы снова мерзли, а оплачивали это безобразие как нормально оказанную услугу.

Теперь хочу заставить коммунальщиков сделать перерасчет. К сожалению, не додумалась до этого зимой. Могу ли я сейчас подтвердить зимние проблемы с отоплением, если семья подтвердит, что мы мерзли? И как действовать в подобных ситуациях, чтобы доказать правоту?

Юлия КОНДРАТЬЕВА

– Увы, достоверно подтвердить весной или летом зимние проблемы с отоплением в вашей квартире (если вы ничего не сделали для сбора доказательств этого сразу же, зимой) нереально. А значит, требовать перерасчет спустя время не получится.

Как себя вести при возникновении подобных проблем, чтобы впоследствии отстоять свои права? На будущее запомните, что устные обращения часто не фиксируются. А если коммунальщики о них и вспомнят, то ваши слова, адресованные им, все равно не будут основанием для перерасчета.

Правильно действовать нужно сразу же после возникновения проблемы. Начните общаться с обслуживающей организацией письменно. Если вы считаете, что у вас в квартире холодно, напишите ее руководству претензию (в 2 экземплярах). Отнесите ее лично (копия обращения с отметкой о приеме, с датой и подписью принявшего должна остаться у вас) либо отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. Ответ вам должны дать в течение 10 дней.

Параллельно напишите жалобу в жилищную инспекцию. У нее есть полномочия провести проверку, зафиксировать проблему и дать предписание коммунальщикам по ее устранению. Это – те самые документы, которые потом позволят требовать перерасчет.

Если проблема подтверждена, но не устранена в отведенное время, можно подключить к ее решению еще и прокуратуру. Налицо подтвержденное нарушение законодательства, за соблюдением которого она следит.

Также не возбраняется обратиться в суд. В исковом заявлении вы можете потребовать у руководства обслуживающей компании, не устранившей проблему вовремя, не только сделать перерасчет, но еще и выплатить неустойку, и возместить моральный вред. Может быть, как раз в подтвержденные даты вам было настолько холодно, что вы были вынуждены купить обогреватель? Возможно, как раз в это время вы простудились и обращались по этому поводу к врачу? Конечно, нужно сохранить документы и чеки, подтверждающие эти проблемы и траты на обогреватель и лекарства.

Удачи!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *