Четверг, Октябрь 17, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Техника безопасности» для дистанционных покупателей

«Техника безопасности» для дистанционных покупателей

15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, девиз для которого определяет Международная Федерация потребительских организаций. Он на целый год становится ориентиром в работе защитников прав потребителей, так как выражает самые острые проблемы. Девизом на 2018 год стал: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Он продолжил главную тему 2017 года: «Потребительские права в цифровую эпоху».

Повышенное внимание к интернет-торговле объясняется просто: сегодня все больше покупателей «уходит» в Интернет (по разным данным, только в России их в пределах 50 миллионов человек и становится все больше). С одной стороны, этим пользуются недобросовестные продавцы, которые всеми способами пытаются на них нажиться. С другой – отправляясь в Интернет за покупками, люди часто не удосуживаются узнать, по каким правилам ведется дистанционная торговля. И при возникновении проблем часто понятия не имеют, как защитить свои права.

Какие неприятные сюрпризы могут ожидать интернет-покупателей? И как от них подстраховаться? Об этом читателям «Абакана» рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Какие проблемы, и кто отвечает за их решение

– Проблемы интернет-покупателей далеко не во всех случаях относятся к сфере деятельности специалистов этого ведомства. Условно жалобы «дистанционных» покупателей можно разделить на три группы.

ПЕРВАЯ: недобросовестные рекламные обещания («самых низких в мире» цен, «чудодейственного эффекта» или несуществующих скидок). Это – нарушение Федерального закона «О рекламе», который распространяется и на виртуальные торговые точки. Подобными случаями занимается УФАС.

ВТОРАЯ: нарушения прав потребителей (покупка некачественного товара, неполная или недостоверная информация о нем, проблемы с возвратом и т. п.). Столкнувшись с этим, нужно сначала предъявить магазину претензию, а после ее игнорирования или получения отписки далее отстаивать свои права можно с помощью специалистов Управления Роспотребнадзора и суда.

ТРЕТЬЯ: мошенничество, подпадающее под действие Уголовного кодекса РФ. Создание преступниками сайтов-однодневок с целью «выкачивания» у населения наличности и «продажа» на них несуществующих товаров – как раз пример такого преступления. В сети много магазинов-однодневок, организаторы которых и не думают никому ничего рассылать, да и отправлять им нечего. Они просто собирают на своих сайтах красивые картинки и привлекательные описания того, что нужно многим людям: модных вещей, востребованной техники… Подписывают под ними нереально низкие цены, собирают 100%-ю предоплату с доверчивых покупателей и оставляют их ни с чем. Причем многие аферисты подбирают названия и дизайн для своих сайтов, схожие с известными интернет-магазинами, чтобы ввести невнимательных покупателей в заблуждение. А после получения ощутимой прибыли «прикрывают» один сайт и так же легко создают другой однодневный интернет-проект. Если вы попали на удочку мошенников, немедленно обращайтесь в полицию!

Как «вычислить» подозрительный интернет-магазин?

– Чем сайт внушающего доверие интернет-магазина отличается от подозрительного? Можно ли избежать проблем еще на стадии выбора продавца?

Да, если не спешить заказывать товар, а сначала потратить время на изучение информации о магазине. Опросите о нем знакомых и наберите его название в поисковых системах (чтобы узнать отзывы, оставленные покупателями не только на площадке магазина: негативные характеристики там могут убираться, а позитивные писаться сотрудниками магазина).

Поищите на сайте интернет-магазина исчерпывающую информацию о нем. Без этого нет смысла даже начинать смотреть товар. Подумайте: а куда вы будете отправлять претензию, если что-то окажется не так? «На деревню дедушке»?

Что должно насторожить? Фирмы-однодневки обычно не оставляют данных о себе, кроме номера телефона (который вечно занят или не работает) и электронного адреса на бесплатном почтовом сервисе. Причем название магазина далеко не всегда совпадает с названием юридического лица. Пожалуй, наиболее полно там представлены только реквизиты для перевода денег.

Если вы сомневаетесь в порядочности интернет-магазина, не соглашайтесь на предоплату товара. В этом случае его высылка превращается в игру на доверие: ведь письменного договора между продавцом и покупателем нет. Кроме того (если вы оплачиваете заказ кредитной или банковской картой), при покупках на подозрительных сайтах есть и другой риск: кражи данных вашей карты и использования их в преступных целях. Например, у вас «уведут» наличность. Для интернет-покупок вообще можно посоветовать завести отдельную карту и не хранить на ней значительные суммы.

Уважающие себя фирмы предлагают на выбор клиента несколько вариантов оплаты и получения товара. Если прямые варианты общения с покупателями (самовывоз или доставка с курьером) отсутствуют – усильте бдительность! Хотя получение товара наложенным платежом может обезопасить только от его невысылки. Но никак не от того, что вы получите именно то, что хотели, и отличного качества.

При получении товара обращайте внимание, чтобы в посылке имелись на него документы. Например, чек, гарантийный талон, паспорт (для техники). В общем, как и в обычном магазине. Если вам по ошибке прислали «неправильные» бумаги, сразу же свяжитесь с фирмой и потребуйте исправить ошибку. Иначе могут возникнуть большие проблемы, если вещь потребует ремонта.

Выходы из распространенных потребительских затруднений

– Заказы товаров из реально существующего надежного интернет-магазина – не панацея от распространенных потребительских проблем. Каких? И как их решать?

Сначала напомню, что совершение покупок в виртуальном пространстве регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребителей» и Гражданский кодексом РФ, но и «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Правительством РФ (далее – Правила). Ознакомиться с ними можно в библиотеках и в Интернете.

Главная проблема в том, что выбор качественного товара на расстоянии затруднен: вы не можете его пощупать, примерить и проверить исправность. Еще одно нарекание: нередко присылают вещи «не того» цвета и размера, что вы заказывали.

Не все знают, что в подобных случаях у покупателей-«заочников» есть возможность вернуть не подошедший товар обратно. Однако, согласно Правилам, «возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца… Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем».

Есть и другие нюансы, касающиеся сроков возврата интернет-покупок: «Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара». Однако «при отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования».

Для «подстраховки» от возможных проблем с товаром при его получении обращайте внимание, чтобы в посылке имелись все документы на него (например, чек, гарантийный талон, паспорт (для техники), как и в обычном магазине). Причем правильно оформленные. Если вам по ошибке прислали «неправильные» бумаги, свяжитесь с фирмой и потребуйте исправить ошибку.

Алгоритм отстаивания прав при недовольстве товаром из интернет-магазина будет таким: сначала позвоните по указанным на сайте телефонам и попросите исправить ситуацию. Если эффект от устных «переговоров» нулевой, напишите претензию и отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае задержки с возвратом денег после отсылки вами товара вы сможете потребовать неустойку за просрочку выполнения вашего требования (на основании ст. 395 ГК РФ). Как правило, после жалобы на бумаге проблемы решаются быстрее. Если она не помогла – остается обратиться в суд. За бесплатными консультацией и помощью в составлении искового заявления потребители могут обращаться к специалистам нашего управления.

Удачных покупок!

Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *