Понедельник, Октябрь 14, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Хрупкий мир ребенка

Хрупкий мир ребенка

Почти шесть лет назад, 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По результатам мониторинга Роскомнадзора, телевидение нарушает данный закон на 25 процентов, радио – на 33, печатные издания – на 50, а электронные СМИ – на 81 процент.

Какая же информация недопустима и может оказать вредное влияние на ребенка? Спектр ее достаточно широк. Сегодня мы поговорим о мультфильмах.

Не «просто» мультик

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте. Ребенок пяти-семи лет приобретает 60 процентов информации об окружающем мире. Ценности, установки, представления, которые мы закладываем в детях, являются определяющими. Изменить их потом достаточно сложно. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие растущего человека.

В раннем детстве, когда ребенок начинает активно осваивать мир, в его жизни появляются первые мультфильмы. Ну, а в дошкольном возрасте, когда ребенок освоил речь, элементарные стереотипы поведения, появилась определенная самостоятельность, он сам может включить телевизор. Мультики в детстве любимы. Если они агрессивные, со сценами насилия, то ребенок вырастает с мыслью, что это нормально, так нужно себя вести.

Динамика! Агрессия!

Что такое мультфильм – средство воспитания или прием управления психикой? Сравнивая себя с любимым героем, дети учатся справляться с трудностями, со своими страхами, уважительно относиться к окружающим. События, которые показывают в мультике, развивают мышление и воображение.

Да, мультфильм – это очень эффективное средство воспитания и формирования мировоззрения ребенка! Но что происходит сейчас? О реальной ситуации рассказывает доктор психологических наук, профессор Светлана Вячеславовна ПАЗУХИНА.

– Все мы воспитывались на мультфильмах. Но раньше они были совершенно другими.

– Добрыми, познавательными. Мультфильмы проходили строгую цензуру, пропагандировали гуманистические ценности. Были тщательно выверены в плане речи героев, их поступков. Просматривая их, ребенок изучал формы отношения к миру.

– Сегодня картина иная…

– Конечно, я не могу сказать, что сегодня все мультфильмы плохие, отрицательные. Но что случилось с мультиками в девяностые годы? Мы стали ориентироваться на Америку, для повышения рейтинга были нужны шокирующие факты, в современных мультфильмах все бегают, кричат, у героев – ярко выраженные половые признаки.

– Зачастую там «много движения» и ни одной мысли.

– Да, при просмотре новых мультфильмов не надо напрягать мозг, они носят развлекательный характер, они стали легким досугом, многие герои несут плохой пример. Также у нас взяли на вооружение принцип рекламного воздействия мультфильма: для того, чтобы ребенок посмотрел его и затем просил купить продукцию, связанную с этим мультфильмом, то есть куклы, машинки, жвачки, наклейки и так далее.

– И это еще цветочки…

– Психологи обратили внимание на слишком яркие цвета в мультиках, что приводит к перевозбуждению ребенка, к формированию гиперактивности, после просмотра ребенка очень сложно успокоить. В современных мультфильмах представлены агрессия, война. Героями стали суперлюди.

– Герои-женщины и беспомощные мужчины…

– Это вообще отдельный разговор. Мы забываем о том, что мультфильмы являются не просто средством развлечения ребенка – они всегда выполняли важную воспитательную функцию, являлись инструментом формирования мировоззрения ребенка!

– Уже очень давно говорят про информационную войну.

– Скрытая, воздействующая на сознание растущего поколения. Есть такая восточная мудрость – «Хочешь победить врага, воспитай его детей». То есть, если мы сами не воспитываем детей, предоставили их компьютеру, телевизору, найдутся силы, которые могут воспитать наших детей в нужном им русле. Сделать из них экстремистов, террористов, вовлечь в какие-то секты или воспитать людей антипатриотичных.

«Я – суперМаша!»

– Главные недостатки современных мультфильмов?

– Первый – переизбыток агрессии и насилия. Если ребенок смотрит агрессивные мультфильмы, он начинает подражать героям, причем действует механизм заражения, когда ребенок начинает подражать лексике, поведению, становится неуправляемым. Главный герой в современных мультфильмах зачастую агрессивен, при этом он позиционируется как положительный. Таким образом, рамки между добром и злом стираются. Полная безнаказанность, и такое поведение героя иногда даже приветствуется! В результате у ребенка может сформироваться стереотип вседозволенности, что может привести к негативным последствиям в дальнейшем.

– «Маша и Медведь». Читала много критики психологов по поводу этого популярного мультика.

– Именно в нем увидели тенденцию, о которой я сказала выше. Маша – девочка эгоистичная, безответственная, непослушная. Она капризничает, вредничает и делает всё, что ей заблагорассудится. Такая модель поведения может негативно сказаться на личности растущего человека. Медведь в мультфильме ассоциируется с образом отца.

Российские ученые составили рейтинг, в котором определили самые опасные для детской психики мультфильмы. Эксперты сошлись во мнении, что самое негативное влияние на детей оказывает как раз «Маша и медведь».

– А западные «хиты»?

– Многие мультфильмы упрощенно преподносят жизненные ситуации, порой это граничит с глупостью. Популярные «Губка Боб», «Симпсоны» отучили думать, размышлять, сопереживать – а это важные качества, характерные для нашего менталитета. Также – размытое представление о добре и зле. И порой нет грани. Например, героиня в «Шреке» находит гнездо птицы, берет из него яйца, разбивает и делает яичницу. Эта героиня считается положительной, но как она себя ведет?!

Просмотр западных анимационных фильмов также является одной из причин высокого уровня тревожности, они порождают у детей агрессивные фантазии.

Думайте о последствиях…

– Про героев нынешних мультиков и говорить зачастую больно…

– А именно они сейчас – любимые! На вопрос «Почему герой тебе нравится?» дети в основном отвечают – он классно выглядит, прикольный, всегда побеждает. Понимаете – неважно, какими средствами, главное – победа над всеми.

Динамика развития детей сейчас высока. Современные дети имеют опыт взаимодействия с рекламой, с компьютером, мультфильмы сейчас динамичные и яркие.

– Мы с дочкой любим смотреть советские мультики…

– Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.

– Сегодня показывают много мультфильмов, которые не только ничему не учат, но и очень опасны для психологического здоровья, верно?

– Причем самое опасное воздействие оказывают иностранные мультфильмы. Их герои агрессивны, стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Персонажа мультика, нарушающего общепринятые правила поведения, никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя. Нарушается представление о хорошем и плохом поступке.

Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенком в реальной жизни.

– Что в мультфильмах должно быть обязательно?

– Доброе отношение к природе, забота и уважение к взрослым, любовь, правильная речь, стыд и совесть, четкое разграничение добра и зла. В век информационных технологий мы не сможем отказаться от телевизора, от Интернета. Другое дело, что взрослые всегда должны быть рядом. Это главная технология защиты детей от вредной информации.

P. S. На самом же деле, ребенок всегда предпочтет телевизору общение, доброе, интересное, позитивное. И если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. С детьми очень интересно играть и разговаривать обо всем на свете…

Продолжение следует

Лика КРАСКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *