Воскресенье, Май 22, 2022

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Иван Колов: «Лучший отдых – тишина…»

Иван Колов: «Лучший отдых – тишина…»

Чем занимается звукорежиссер сегодня, тем тысячи лет назад занимались первобытные шаманы – так говорят шутники. И действительно! Если учесть, какую важную роль играет звук в нашей жизни, влияя на восприятие человеком действительности, то становится понятно, что звукорежиссура – это настоящее искусство!

В работе звукорежиссера нет и не может быть мелочей – важно абсолютно все! Главная цель работы специалиста – создать у аудитории подходящее настроение, на которое рассчитывают авторы произведения или организаторы мероприятия. Поэтому звукорежиссер должен не только знать технику, но и быть творческой личностью.

Иван КОЛОВ, звукорежиссер Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова, работает со звуком уже давно. Работа эта сложная, очень тонкая и очень интересная!

Вижу цель!

– До девятого класса я картавил, и когда пел: «Красная, красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива», – это было просто «убийство картавого мальчика»! – смеется Иван. – Я так посидел, подумал и решил – надо исправлять букву. Пошел к логопеду у нас в 12-й школе: «Я хочу исправлять свою букву «Р»!»

Мальчику ответили, в принципе, логично: «Ваня, смирись, уже поздно».

– Но я ведь какой? Вижу цель – не вижу препятствий. Под нами жила директор детского сада, узнал у нее про логопеда в их садике. Встретился с этим специалистом, попросил позаниматься со мной произношением. И за год научился говорить «Р» нормально, – вспоминает звукорежиссер.

Детство моего собеседника прошло в Дивногорске – городке на Енисее.

– Там у многих были яхты, – говорит Иван. – И у меня с детства трепет перед хождением под парусами. Сейчас я задумался о виндсерфинге, там на воде нужно управлять легкой доской с парусом.

Спрашиваю своего собеседника о школе, предполагая, что услышу какие-нибудь занимательные истории. Однако в ответ он пожимает плечами:

– В 1999 году была учреждена премия мэра города Абакана. Я получил премию за активное участие в УКМИС, занимался молодежной политикой. С этого времени в школе я почти и не бывал.

Ну, а получив аттестат, юноша поступил в медицинский колледж Абакана, отучился на фельдшера общей практики и фельдшера скорой помощи. Правда, средним образованием дело не кончилось: выпускник получил и высшее образование – режиссер любительского театра, преподаватель народного художественного творчества.

– Вот и все, – улыбается Иван.

А музыка?

– Тем не менее, творчеством ты занимаешься с позиции звука. Интересно так сложилось… – замечаю я.

– Это просто подарок судьбы и стечение обстоятельств, – улыбается Иван.

Ничего «во всех этих пультах» не понимающий и ни о чем не подозревающий парень пришел в музыкальную студию городского центра культуры «Победа». Навстречу Ивану из студии вышел звукорежиссер Виталий Карягин и сказал: «В ночной клуб «Космос» нужен звукорежиссер. Ваня, ты пойдешь?»

– Я ему: «Ты с дуба рухнул?! Я ж ничего не знаю в этом…» А он отвечает: «Тебя всему научат», – вспоминает Иван. – И действительно, они аккуратно, «на пальцах» мне объясняли, что и как работает. Было очень интересно, я старался и очень быстро все освоил.

В итоге в нынешнем году будет уже 15 лет, как он занимается звукорежиссурой!

– У меня был перерыв, когда я отучился в ХГУ в Институте искусств на режиссера любительского театра. Последние три курса я работал артистом Русского драматического театра имени Лермонтова, – рассказывает Иван. – С Аркановым, Яськовым и Загидуллиным у нас была одна гримерка. А с Сергеем Алексеевичем Лебедевым мы работали вместе – сначала в драме, а потом уже – когда я был звукорежиссером в театре кукол «Сказка».

– А музыка? Ты ведь, помню, играл в группе «Директор эшелона», а еще совсем недавно в группе «Иренек Хан»!

– Да, а еще были «Верблюды Пржевальского», «Айго», «Пахпыр», «Ривайвел», – улыбается мой собеседник. – Играл на бас-гитаре. Учитель? Нет, никто меня не учил, в восьмом классе я сам научился играть, сначала на простой гитаре.

Мир фантастики

– Я – реальный аудиал, – говорит Иван. – Могу очень грамотно разговаривать, но пишу с ошибками. Читаю со скоростью речи, быстрее не могу, не умею. Я хорошо рисую, запоминаю лица, но что касается букв… В школе ко мне было очень много претензий.

И не из-за грамотности, как я логично предположила! Ученик Иван Колов был уникумом.

– Я ничего не писал. Мне было достаточно один раз услышать, чтобы запомнить и рассказать. Благодаря аудиальной памяти я запоминаю определенную последовательность звуков, слуховые образы.

– Ваня, а как ты относишься к соцсетям? – интересуюсь я. – Некоторые ведь там «живут»…

– На мой взгляд, я тоже там живу, но я делаю это сознательно, мне интересно смотреть, что людям нравится, а что нет, и вообще чем живет среднестатистический человек. Плюс ко всему, я общаюсь с теми людьми, с которыми не имею возможности пообщаться лично. Есть множество друзей, которые живут очень далеко. А всегда приятно знать, что происходит в жизни человека. С другой стороны, я просто смотрю, на что люди обращают внимание. И зачастую встречаешь одинаковый отклик многих на что-то. Это печально.

–Твой любимый отдых? – спрашиваю я.

– Расслабление – это тишина, – улыбается звукорежиссер. – Просто посидеть в тишине хотя бы час – это для меня очень большой отдых. А еще лучше – с книгой. Ну, тогда это вообще балдеж полный.

Сейчас, к слову, Иван читает четыре книги. Три – это художественная литература: фантасты Айзек Азимов и братья Стругацкие, Ираклий Андроников. И… справочник яхтсмена.

– Там очень много узкоспециальной информации, приходится расширять свой понятийный аппарат. Мне нравится читать несколько книг параллельно! – заключает мой собеседник.

Мало того, есть у Ивана замечательная привычка.

– Не было года, чтобы я чему-то не учился. Потому что, как мне кажется, когда человек перестает учиться, он стареет. Пришло время, и я выучил польский язык, так как по маме корни у меня польские, – говорит он.

Аккуратно и грамотно

Мне интересна работа звукорежиссера на всевозможных мероприятиях и концертах. Не так давно я наблюдала со стороны за работой такого «специалиста по звуку». Вид у него был очень сосредоточенный. Шутка сказать: все звучание – в его власти!

– Концерты бывают акустическими и электроакустическими, с привлечением определенного оборудования, – рассказывает звукорежиссер. – По сути, большинство концертов и мероприятий в мире сейчас – электроакустические. Сила звука акустических инструментов и количество посадочных мест в зале крайне разнятся. Если симфонический оркестр звучит на пятьдесят человек – это одно, людям хватает громкости. Если же это стадион, где две тысячи человек, стоит задача звукоусиления. Усиливать звук надо аккуратно и грамотно.

– Вспоминаю концерт в Абакане осенью 1999 года, когда Земфира начала громко – песней «Ракеты». Я после думала – это нам, сидящим на трибуне, громко, а музыкантам?! – вспоминаю я.

– Звук на сцене и звук в зале – разные вещи. Зальный звукорежиссер работает непосредственно в зале, а мониторный отстраивает звук именно музыкантам, – объясняет Иван. – С другой стороны, все, что громче человеческой речи – это некомфортная для человека среда, это стресс.

Не могу не спросить у профи про инновации в звукорежиссуре. Как замечает Иван, они технологические. Уже десять лет как вошли в обиход цифровые технологии, в современной жизни звук должен быть очень качественным и компактным.

– Раньше, например, нужно было возить с собой гигантский пульт, много каких-то коробок, отдельных приборов, шнуров – ворох всего! – говорит звукорежиссер. – А сейчас в цифровом пульте, если он хорошего уровня, все есть. Главное – знать, как с ним работать.

Лика КРАСКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *