Четверг, Апрель 9, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Религия > Прощеное воскресенье: история традиции перед Великим постом

Прощеное воскресенье: история традиции перед Великим постом

Последний день перед Великим постом православные христиане называют Прощеным воскресеньем. Издавна в этот день на Руси верующие просят друг у друга прощения и готовятся вступить в «святую и великую Четыредесятницу» — самый строгий и продолжительный пост.

Изгнание Адама из рая

В Церкви Прощеное воскресенье называют еще «сыропустным». Это слово означает «сыр опускаю» («оставляю»): Прощеное воскресенье — последний день Масленицы, когда разрешается есть скоромную пищу — яйца и молочные продукты.

В Прощеное воскресенье Русская православная церковь совершает за богослужениями «воспоминание Адамова изгнания».

По Библии это событие — выдворение первых людей, Адама и Евы, из рая за непослушание Богу — положило начало земной истории.

И как праотец Адам потом каялся в своих проступках, так и все верующие, вступающие в Великий пост, призываются к тому же.

В действительности лишь первый этап покаяния — раскаяние — может быть связан с негативными переживаниями. Полноценное же покаяние наполняет душу радостью и избавляет человека от внутренних конфликтов, порождающих грех.

Считается, что первой Божьей заповедью, которую нарушили Адам и Ева, был именно запрет «вкушать» плод одного, определенного Богом дерева — «древа познания добра и зла». И чтобы примириться с Богом, человек снова должен пройти через пост. Правда, теперь это воздержание гораздо более строгое.

«Прости меня!..

В Прощеное воскресенье во всех православных храмах читается отрывок из Евангелия со словами Спасителя: «Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Это обязательное условие для вступления человека в пост, без которого даже полное воздержание от пищи будет считаться, выражаясь юридическим языком, недействительным: Бог не примет его.

Воплощая этот призыв к всепрощению, в церквях и монастырях служат вечерни с особым «чином прощения». Священники читают молитву, прося у Бога благословения для всех на предстоящий длительный пост (помимо 40-дневного Великого поста, это еще и следующая за ним Страстная «седмица», неделя). Затем по традиции духовенство просит прощения у всех, собравшихся в церкви, а миряне — у духовенства и друг у друга.

«Прости меня» и «я прощаю» верующие говорят в течение дня и всем своим домочадцам и знакомым, которым чем-то досадили или на которых сами держат обиду.

Сам чин прощения берет свое начало в палестинских и египетских монастырях V—VI вв.еков, когда накануне Великого поста монахи на 40 дней уходили в пустыню, чтобы посвятить все свое время молитве и подготовке к празднику Пасхи.

Не «личный подвиг»

А за неделю перед Прощеным воскресеньем православная церковь вспоминала евангельскую притчу о Страшном суде, после которого Господь введет в Царство Небесное тех, кто как-то помогал другим людям в их нуждах, и во «тьму внешнюю» — не оказавших своим ближним никакой милости.

Прощеное воскресенье показывает, что человек приобретает Царство Небесное не благодаря каким-то «внешним» добрым делам, а прежде всего путем «стяжания» (достижения) особого внутреннего состояния — того «нравственного чувства, нравственного богатства», которым он может поделиться с каждым.

(По материалам РИА «Новости»)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *