Суббота, Август 24, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Пришел. Увидел. Купил!

Пришел. Увидел. Купил!

Страсть к магазинам можно сравнить с нарастающей волной, захлестывающей весь мир. Быть может, уже потому, что шопинг – один из методов психотерапии, а в наше время «разгрузить душу» нужно каждому. Прежде всего, это касается женщин, ибо кто, как не мы, живет, повинуясь своим эмоциям. Фраза «На завтра у меня истерика и шопинг» крайне близка к истине…

Плохой мерчендайзинг

О прелестях шопинга в нашем городе я говорю с жительницей Абакана Ольгой ГУРОЧКИНОЙ.

– Любишь ли ты шопинг?

– Для меня новая одежда – своего рода терапия, беспроигрышный вариант поднять себе настроение и выглядеть привлекательной. Говорят ведь, что на женщину новое платье действует так же, как на мужчину стопка водки…

– Долго ли ты ходишь по магазинам, выбираешь?

– Я стараюсь объехать все намеченные в «шопмаршруте» отделы с одеждой и всегда выбираю то, что мне необходимо. Обязательно думаю, с чем можно сочетать ту или иную вещь.

– Встречала ли ты в Абакане явных шопоголиков?

– Думаю, любую женщину можно назвать шопоголиком за страсть к магазинам, которая никогда не проходит. Я так понимаю, шопоголик – это тот, кто скупает множество вещей, не особо задумываясь об их стоимости и нужности.

– Может, действует грамотная «замануха»?

– Если говорить о местном мерчендайзинге, то у нас он далек от идеала. В Абакане редко можно увидеть интересные комплекты на витрине. Например, в магазинах Красноярска в некоторых отделах так оригинально одевают манекены, что хочется купить вещь сразу!

– Привлекают ли тебя распродажи?

– Наоборот, я стараюсь избегать магазинов с надписью «Sale». Я однозначно не жертва распродаж, мне совсем не интересно то, что не купил никто. Чаще всего остаются не совсем стандартные размеры либо что-то непривлекательное.

«Рук не хватает»

В 80-е годы в Москву ездили за колбасой, конфетами и даже апельсинами. Страшное дело! Мне рассказывали, как счастлива я была в свои три года привезенным из столицы «Белочкам». Сегодня ситуация в корне изменилась, красивые «шмотки», не говоря уже о конфетах и фруктах, можно приобрести в любом городе «глубинки».

Теперь в столицу едут не за дефицитом, а за процессом шопинга, мало чем отличающегося от такого же в европейских столицах. Супермаркеты, дисконт-центры, бутики и моллы первопрестольной удовлетворят любого, главное – правильно рассчитать средства и не заблудиться в разнообразии. Говорю с Олесей ТАРАСОВОЙ, недавно вернувшейся из Москвы.

– В чем заключается прелесть шопинга в столице?

– Прежде всего, в том, что здесь можно найти абсолютно все! Москвичи любят огромные моллы, где есть возможность выбора не только одежды, но и цен. Завораживающие витрины с соблазнительными скидками и подарками – не устоит любая.

– Шопоголик или еще нет, можешь ли ты определить это, смотря на поведение человека в магазине?

– Шопоголики – это определенно непредсказуемые натуры: поехал за одним товаром, купил совершенно другой. Думаю, да, определить можно. На примерку в бутиках Москвы, например, разрешается проносить не более шести вещей.

Если у девушки «рук не хватает» на выбранные товары и они совершенно разные (стиль, расцветка), да, определенно, она – шопоголик. Просто если вам «нечего надеть», в то время как ваш шкаф «ломится» от переизбытка вещей, а вы идете в магазин за следующей партией – ответ очевиден.

– Шопинг в Москве в удовольствие или нет?

– Многое зависит от самого человека и его личного отношения к шопингу. Если он в принципе радует, то негатив возникает только тогда, когда потратил кучу времени и не нашел того, что искал. В Москве распродажи проходят достаточно мирно, без толкотни и суеты. Люди уже привыкли к тому, что, приходя в магазин – неважно, обувной или продуктовый, – всегда найдут скидки на те или иные товары.

Что-то тревожит…

Шопомания начала свое победное шествие по миру в XX веке, когда торговая индустрия ввела в обиход супермаркеты. Тактика «зашел с утра – вышел вечером» оправдала себя, что называется, на все сто. Если бы у россиян было больше финансовых возможностей делать покупки, шопомании было бы подвержено около 80 процентов населения страны! Это доказанный факт! И в тоже время шопомания редко признается российскими врачами болезнью.

Легко ли стать шопоголиком в наши дни, и насколько важен в этой проблеме гендерный аспект? На мои вопросы отвечает практический психолог Сергей АКИМОВ.

– Девушка вышла купить хлеб и журнал, а вернулась с новыми босоножками, две пары по цене одной, как можно было отказаться?! Тратить деньги без разбору – проблема психологическая?

– Шопоголизм – это страсть к приобретению новых вещей. Это зависимость, когда человек не может себя контролировать, а не просто увлечение. Здесь необходимо сказать несколько слов вообще о зависимости. Она должна рассматриваться как биопсихосоциальная проблема, причем в последнем случае можно выделить два подуровня – микро- и макросоциальный. Первый – это семья и ближайшее окружение, второй – общество.

– Можно подробнее?

– Биологический компонент – это наследственная, генетическая предрасположенность к чему-то. Какой наследственный компонент у шопоголизма? Я убежден, что это то же самое, что и у игроманов – инстинкт охотника. А вот подталкивают к действиям индивидуальные психологические особенности.

– Какие?

– Практически у всех зависимых людей есть тревожно-депрессивные черты в характере. Ведь человек, зависимый от азартных игр, идет в игровой зал не для того, чтобы деньги выиграть – ему становится легко, стоит только переступить порог зала, он вмиг избавляется от тревоги. Это так же, как у алкоголиков – когда алкоголик выпивает первую рюмку, его «отпускает», он расслабляется.

– Далеко же мы ушли…

– Почему? Здесь то же самое. Есть такое явление – алекситимия. Это плохая способность распознавать свои чувства. Человек с трудом идентифицирует свое состояние. Его что-то тревожит, но был такой момент в его жизни, когда в этом состоянии он что-то сделал (в нашем случае – купил что-либо) и заглушил тревогу, пришла радость. И он на этот крючок попался.

Лишь иллюзия

– А потом наступает прозрение, верно?

– Самое серьезное – это еще более глубокое «проваливание» в ту же самую депрессию, от которой он пытался излечиться походами по магазинам. Образуется замкнутый круг, у человека развивается комплекс неполноценности. Чем отличается шопоголизм от того же алкоголизма? Там с помощью химических веществ изменяется работа мозга, а здесь-то человек остается в нормальном сознании.

Уже после совершенных покупок он ругает себя. В результате психологическая разгрузка, которую якобы дает шопинг зависимому человеку, на поверку оказывается всего лишь иллюзией, которая не решает жизненные проблемы, а только временно отодвигает их на второй план.

– Почему это и макросоциальная проблема? Получается, общество само провоцирует потенциальных шопоголиков?

– Мы говорим о зависимости, когда человек не может себя контролировать и когда действия, которые он совершает, начинают приносить вред ему самому и его социальному окружению.

Тридцать лет назад мы жили в совершенно другой стране, товаров в магазинах не было, а сейчас такой богатый выбор… Существуют психологические приемы, с помощью которых людей «заставляют» приобретать товары, играя на слабостях.

Например, распродажи. Или тот факт, что практически во всех супермаркетах есть гриль, где готовят курицу. После работы голодный человек заходит в магазин, чувствует запах и наверняка эту курицу покупает. Манипулятивных приемов великое множество. Вспомните мерчендайзинг…

– Можно ли шопоголику самостоятельно избавиться от своей зависимости?

– Очень сложно. Я все-таки считаю, что специалист здесь нужен. Сейчас в Абакане с этим проблемы большой нет.

Лика КРАСКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *