Четверг, Август 22, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Работа с семьей «группы риска»

Работа с семьей «группы риска»

Вопросы оказания психологической помощи семье в нашей стране имеют давнюю историю. В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам, связанным с семьей. Интерес к профилактической работе и изучению процесса эволюции семьи объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, всевозрастающим числом семей с одним родителем и семей с приемными детьми. Специалистами высказываются разные мнения по поводу классификации семей. Одни выделяют такие типы неблагополучных семей, как педагогически некомпетентная, конфликтная, аморальная и асоциальная. Другие добавляют сюда семьи, где нормой отношения к детям являются равнодушие, неуважительность и грубость.

Прошло время, когда считалось, что главная обязанность родителей состоит только в материальном содержании ребенка, а его воспитанием должны заниматься воспитательные и образовательные учреждения. Такая позиция родителей давно показала свою несостоятельность. В семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на безразличии и равнодушии, ребенок оказывается предоставленным самому себе и идет на улицу к своим «единомышленникам».

В семьях «группы риска», как правило, формируется противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров личность ребенка. Оградить ребенка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей «группы риска» – одна из задач образовательной организации. Прежде всего необходимо применять дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников. Он строится на выделении пяти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания собственного ребенка, детей группы:

I. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

II. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.

III. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

IV. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

V. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Для нас чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от каких-либо негативных ситуаций. Поэтому наши педагогические работники уже сейчас встали на защиту прав и достоинств маленького ребенка, для чего наш коллектив проводит систематическую и целенаправленную профилактическую работу.

Наблюдая за детьми, мы установили, что к характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своими обязанностями, можно отнести: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническую запущенность; неумеренный аппетит; задержку роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любыми способами; чрезмерную потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; трудности в обучении.

С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей заведующим, общественным инспектором по охране прав детей, воспитателями проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Родители зачастую испытывают определенные трудности: не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Индивидуальная работа с семьями «группы риска» проводится у нас в несколько этапов:

1) установление контакта с членами семьи;

2) выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;

3) определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада, общественного инспектора по охране прав детей;

4) реализация намеченного плана с привлечением специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

5) патронирование семьи, если оно необходимо.

В нашем детском саду широко применяются такие формы работы, как родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, индивидуальные формы работы, а также формы работы, связанные с оформлением стендов, буклетов и папок-передвижек. Однако предложенные формы не всегда оказываются эффективными. Родители ввиду своей занятости не всегда посещают родительские собрания, не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах из-за большого объема информации и недостатка времени. Поэтому работа с родителями по повышению педагогической культуры планируется и проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Нэля МИШАНОВА,

заведующая МБДОУ «Д/с «Незабудка»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *