Понедельник, Сентябрь 21, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Международный опыт — для отечественного образования

Международный опыт — для отечественного образования

Преподаватели Хакасского госуниверситета Ирина Карцева и Ольга Кутяева побывали в Индийском технологическом институте Мадраса на заседании международного комитета проекта европейского союза Erasmus+ «Совершенствование инженерных образовательных программ на основе дуального обучения» (TEEDE).

В рамках рабочего визита они представили зарубежным партнерам отчет о проделанной исследовательской работе и обсудили основные вопросы, связанные с дальнейшей реализацией данного проекта. Один из внешних экспертов Европейской Ассоциации совершенствования качества высшего образования (ENQA) Lindsey Kerber высоко оценила результаты научного труда наших ученых.

А о том, как это было, нам более подробно рассказала заведующая кафедрой производственных технологий и техносферной безопасности ХГУ Ирина КАРЦЕВА.

Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о своих общих впечатлениях: как прошла поездка?

Индия – чарующая и поразительная страна контрастов. Здесь заснеженные вершины гор соседствуют с пустынями, а шум и хаос улиц сменяется тишиной в индуистских храмах.

Когда находишься за рубежом, всегда стараешься обратить внимание на что-то необычное, интересное, новое ­– все то, чего не встретишь у себя на родине.

Мы с коллегой побывали в Ченнае (бывший Мадрас) – городе в южной части Индии на берегу Бенгальского залива. В переводе слово «мадрас» означает «южный порт». Именно для этих целей он когда-то служил англичанам. Это крупный промышленный, торгово-финансовый и культурный центр.

В Индии я была впервые. Хочется сразу переформулировать известную фразу: «Эту страну нам никак не понять и ничем не измерить…». То, что сразу поразило, как только мы прибыли на место – это разнообразие народов. Население – 1,5 миллиарда. И, несмотря на то, что все стремятся жить хорошо, колоссальная разница и дифференциация (расслоение) в обществе видна невооруженным взглядом. Как страна Индия очень разная. Курс в местной валюте приблизительно равен нашему российскому рублю. То есть в этом отношении мы с ними примерно находимся на одном уровне.

Город Ченнай – важный транспортный узел, который совершенно не предназначен для посещения туристами. Поэтому при осмотре местных достопримечательностей, в том числе и храмов, коренные жители не особо шли на контакт. Не приветствуется у них и фотографирование внутри святынь, только снаружи зданий, и то с трудом. А если в это время идет еще и служба, то вообще могут попросить удалиться. Но что смогли, то посмотрели.

При всем при том люди на улице или в магазинах, напротив, проявляли искреннюю заинтересованность и любопытство. Им очень хотелось с нами сфотографироваться или хотя бы прикоснуться к руке, чтобы поздороваться.

Также не могу не сказать о климате, который в Индии просто сказка, замечательный! Очень комфортный для женщин – нам совсем не нужны были косметические средства для лица. Волосы были пышные, кожа гладкая, увлажненная прибрежным воздухом. Однако индианки климатом недовольны, поскольку особые знаки отличия положения женщины в обществе – точки на лбу – наносить довольно трудно (они часто размазываются). Кстати, паспорт и другие документы у нас тоже быстро стали «кудрявыми».

Что больше всего удивило и понравилось вам в университете?

Сегодня этот вуз является одним из лучших в стране. В нем обучается около двухсот тысяч студентов. Это целый отдельный город, где нельзя ходить пешком, так как он просто огромный, расположенный в настоящих джунглях. Мы передвигались на специальных автобусах. Здесь находится множество исследовательских центров, центров совершенства с технопарками, инженерных факультетов с различными направлениями подготовки. Также самое первое, что сразу же бросилось в глаза – это что все девушки-студентки ходят в национальной одежде: сари, которые очень разнообразны по цветовой гамме и стилю. Эти различия зависят от материального достатка в семье.

Многие дикие животные, среди которых олени, обезьяны, живут прямо на территории университетских парков. А во время обеда в вузе стоит быть бдительным, так как трапезу можно разделить с местными обезьянками.

Также удивило следующее: когда на совещании презентовали вуз, Индию и перевернутый в нашем понимании земной шар с северным полюсом внизу, это позволило осознать, что каждый из нас живет в плену собственных заблуждений и прав только наполовину, пока не узнает совершенно другую точку зрения.

Кроме того, как я уже сказала, в вузе очень много исследовательских центров с технопарками (IIT MADRAS RESEARCH PAFK), а также около 20 центров совершенства. Это уже сложившиеся во многих странах структуры (университеты, профессиональные и научные центры), достигшие наиболее высоких результатов в одном из конкретных направлений своей области или деятельности: строительстве, образовании, науке, инновационных технологиях и другом. Известные научные школы также рассматриваются как центры совершенства, то есть для нас это «научные центры» с их ресурсами.

Инфраструктура в университете просто огромная. К ним поступает только 2% от всех абитуриентов, то есть, к примеру, из 100 желающих проходят только 2. Отбор просто колоссальный! Их студент – человек, который гарантированно мотивирован на обучение. Ну, на самом деле они вполне могут себе позволить такой выбор.

Также ежегодно в вузе запускается множество стартапов, и удивительно то, что они очень долго живут, некоторые по 4–5 лет. И для этого здесь созданы особые условия – есть кураторы стартапов, студентам и молодым ученым выделены места для работы. К примеру, запомнились такие проекты, как нетоксичная для людей ловушка для насекомых, электронные фитнес-часы, измерительные приборы для «зеленого» строительства и другие.

А что такое стартап?

Стартап – организация, не требующая финансирования. То есть если говорить на простом и понятном языке, это новый бизнес-проект, который создается с целью извлечения прибыли после его развития. У стартапов есть одна отличительная особенность – идея таких проектов должна быть оригинальной, а не копироваться с уже созданных. Например, если вдруг вы решите создать какой-то крупный проект вроде социальной сети, то он не будет считаться стартапом, так как их уже очень много, если только ваша социальная сеть не будет отличаться какой-то оригинальной идеей. Из самых известных можно назвать пример с историей Билла Гейтса – создателя крупной корпорации Windows, либо Марка Цукерберга – основателя социальной сети Facebook.

Поэтому еще во время обучения в университете запускается множество стартапов, которые мотивируют студентов, аспирантов, молодых преподавателей запускать все больше и больше новых проектов, которые в перспективе будут нацелены именно на получение прибыли.

А как вам индийская кухня?

Мне больше всего понравился рис, который кардинально отличается от нашего местного. Ну и еще очень много вегетарианских блюд. Среди них – разные вариации цветной капусты с оригинальными приправами, огромные индийские чипсы из кукурузной муки, а молочные продукты – просто пальчики оближешь! Также впечатлили чизкейки, мороженое и кефир с кокосом.

Насколько важен такой опыт международного взаимодействия, и какую исследовательскую работу вы представили экспертам?

Преподаватели ХГУ очень тесно сотрудничают с европейскими экспертами по нашему международному проекту. Мы представили отчет об анкетировании работодателей по четырем направлениям подготовки: информационные технологии, строительство, техносферная безопасность и легкая промышленность. А также разработали методику, в рамках которой будем развивать наш проект, то есть в основном определились с профилями программ. Также мы презентовали «стратегический план» со всеми дополнительными выкладками, возможными перспективами и рисками. Ведь в данном проекте важна слаженная работа всех четырех партнеров (Россия, Индия, Китай и Камбоджа) и всегда берется во внимание мнение каждой из сторон. К примеру, в этот раз, хотя методика и была у всех одна и та же, тем не менее ее применили все совершенно по-разному. Но в процессе обсуждения возникших вопросов нам все-таки удалось найти общие точки соприкосновения и прийти к одному решению.

Что же касается нашего исследования, то мы выявили наиболее востребованные профессии на современном рынке образовательных услуг и требования к ним со стороны конкретных работодателей. А специалисты из Финляндии, Германии и Испании рассказывали о своем опыте разработки и внедрения различных образовательных программ.

В следующем году по международному проекту европейского союза Erasmus+ «Совершенствование инженерных образовательных программ на основе дуального обучения» (TEEDE) запланирована стажировка наших преподавателей в Италии с целью изучения лучших практик инженерного образования и разработки собственной методики.

Напомним, что всего в проекте задействованы четыре вуза из России, по два из Китая, Индии, Камбоджи, и четыре университета из Италии, Германии, Испании и Финляндии. Он направлен на улучшение университетских инженерных образовательных программ, разработку, внедрение и взаимное признание методологии управления образовательным процессом в вузах, использующих дуальное обучение, а также укрепление и развитие форм сотрудничества университетов и предприятий, содействующих трудоустройству выпускников. Срок его реализации – три года. Общий бюджет – более 950 000 евро.

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *