Последняя в уходящем году сессия Верховного Совета Хакасии прошла под знаком обострившейся политической борьбы. А полем для нее стал привычный уже вопрос региональных финансов. Депутаты ВС РХ в окончательном чтении приняли региональный закон о республиканском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. При этом корректировки в других нормативных актах дали исполнительной власти большую свободу в распределении бюджетных средств.
Никаких вопросов!
Очередная сессия стартовала оживленно — с запросов на выступление до официального ее начала. Чувствовалось, что некоторые депутаты готовились к ней словно к выходу на арену. Однако, не начавшись, шоу было грубо прервано.
– У меня — примерно 1999 вопросов. И если я их задам, то это займет дней двадцать, – осадил особо ретивых коллег председатель ВС РХ Владимир ШТЫГАШЕВ. – Воду в ступе толочь не надо, – с таким напутствием от спикера, настоявшего также на сокращении времени для докладчиков, и началось рассмотрение республиканского бюджета во втором чтении.
Как можно судить по выступлению заместителя председателя ВС РХ Сергея КОМАРОВА, итоговый документ получился образцово-показательным. Доходы — 26,3 миллиарда рублей, расходы — 27,6 миллиардов. Дефицит — менее 10%. Таким образом, республике впервые за долгое время удалось попасть в предусмотренные федеральным законодательством рамки уже на стадии планирования. В прежние времена создатели документа предусматривали больший дефицит, из-за чего порой приходилось вносить серьезные корректировки в течение года, урезая неподъемные расходы.
Бюджет-2018 претерпел серьезные изменения со времени публичных слушаний. Благополучным для региона поворотом стала финансовая поддержка федерального центра, благодаря которой 7,6 миллиардов рублей коммерческого долга были замещены долгом бюджетным. В этом случае, как известно, и проценты куда ниже, и сроки погашения — больше. Именно благодаря этому правительству Хакасии и депутатам удалось перераспределить около пяти миллиардов рублей бюджетных средств на нужды региона. Однако очень уж бурно радоваться открывшимся возможностям спешат не все.
– Стоит понимать, что никто никакой финансовой помощи Хакасии не оказывал. В прежние годы ситуация складывалась так, что нас просто загоняли в долги, в том числе — Минфин России. А теперь нам лишь заменили коммерческий долг бюджетным. Это значит, что нам нужно активизировать работу по взысканию долгов и недоимок, которых у нас много, – отметил Владимир Штыгашев.
Еще один долг
Если история с коммерческими кредитами достаточно хорошо известна общественности, то числящемуся за республикой долгу по облигационным займам такого внимания не доставалось. А между тем в 2018 году на его погашение в республиканском бюджете предусмотрено 300 миллионов рублей. Правда, здесь есть интересная особенность. По словам Сергея Комарова, в России на настоящий момент не существует законодательно закрепленного механизма выкупа облигаций с выплатой процентов. Выкупить ценные бумаги Хакасия может только по номинальной цене. Чтобы понять странность этой ситуации, сделаем небольшое отступление.
По состоянию на конец ноября 2017 доходность облигаций Хакасии составила 8–9%. Это, в принципе, неплохо, если учесть, что в 2011 году их доходность составляла 7,2%. Для сравнения: дивиденды или доход от акций ОАО «Газпром» в 2017 году должны составить 7,25% при условии, что сохранится достаточно высокая их стоимость. То есть в ценные бумаги республики вкладывать выгодно — но при условии, что владелец получит дивиденды. Между тем на рынке ценных бумаг облигации покупаются на 13% дороже своей номинальной стоимости. Причем во второй декаде декабря число операций с ними резко выросло, так что дневной оборот составил более 41 миллиона рублей. А число сделок увеличилось до 18 в день с 10–12 сделок в день в первой декаде декабря. Некоторая активность говорит о том, что на бумагах Хакасии стали зарабатывать биржевые трейдеры. Однако ситуация сегодня такова, что для спекуляции на рынке ценных бумаг облигации подходят лучше, чем для инвестиций. Ведь, продавая или покупая, трейдер зарабатывает на разнице в цене. А инвестор живет на проценты, которые непонятно как выплачивать. Впрочем, подобная ситуация — скорее правило для России. И, по мнению некоторых экономистов, такое положение дел является одной из существенных причин не самого лучшего инвестиционного климата в стране. Ну кто будет вкладывать средства, зная, что не получит прибыль? При этом облигации, теоретически — хорошая альтернатива коммерческим займам, и в ходе сессии Верховного Совета уже прозвучала мысль о том, что ценные бумаги стоит выкупить еще и для того, чтобы получить своего рода финансовую подушку безопасности. Остается вопрос: будет ли на них спрос в будущем при столь сомнительной выгоде для инвесторов?
Как бы то ни было, Хакасии в ближайшие годы предстоит гасить выпущенные облигации. Этот вопрос решен, и возражения некоторых депутатов – дескать, может, подождут инвесторы годик-другой, – были резко отвергнуты.
– Можно не платить 200 миллионов в 2018 году, чтобы потом заплатить 350 миллионов. Это если у нас деньги девать некуда, – ответил Владимир Штыгашев.
В результате региональный закон о бюджете на 2018 год был принят. При этом десять депутатов из сорока двух высказались «против». Это, пожалуй, наиболее сильное сопротивление последних лет. Ведь на большинство вопросов, казалось бы, желающие уже получили ответы на предварительных слушаниях.
– Не думайте, что у нас тут голуби мира летают, – прокомментировал итоги голосования Владимир Штыгашев, – оппозиция всегда, и у нас и в Госдуме, голосует «против». И это — очень удобно, потому что те, кто голосует «против», ни за что не отвечают. Ответственность за происходящее берут на себя те, кто голосует «за».
Больше полномочий
Региональный бюджет — документ, в котором ярче всего проявляются политические битвы. Депутат, который добился выделения дополнительных средств для своего округа или курируемого им направления, может считаться победителем и рассчитывать на признание избирателей. Оттого-то и не стихают до последнего дебаты, а те, кто оказался в отстающих, пытаются сохранить лицо с помощью протестного голосования.
Возможно, именно накал страстей вокруг регионального бюджета стал своего рода дымовой завесой, благодаря которой без сопротивления были приняты очень интересные поправки в другой документ – региональный закон «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях». Благодаря поддержке депутатов региональный Минфин получил больше полномочий. Новая версия закона предполагает, что министерство без согласования с Верховным Советом сможет вносить изменения в бюджетную роспись – то есть в оперативный план по исполнению регионального бюджета. Причем за основу взяты как существующие федеральные нормы, прописанные в статье 217 Бюджетного кодекса РФ, так и дополнительные. Например, корректировки могут вноситься при наличии неиспользованных субсидий и субвенций, которые стандартно возвращаются в региональный бюджет по итогам года. Также предусмотрена возможность перераспределения бюджетных средств в рамках разделов и некоторых статей.
Стоит отметить, что в практике распорядителей бюджетных средств порой встречается своеобразный прием — субсидии выделяются как можно ближе к концу года. Так, чтобы получатель попросту не успел их израсходовать. В этом случае изменения в законе как нельзя кстати: они позволят перебросить возвращенные средства в другом направлении. То есть один рубль формально используется дважды. При этом исполнительная власть оказывается в наиболее выгодном свете: обязательства исполнены, а кто не успел воспользоваться — сам себе злобный Буратино.
Но такая гипотетическая ложка дегтя все же перевешивается реальной бочкой меда. Читаем поправку в закон: «…перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объема бюджетных ассигнований… в целях погашения просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета, оплаты постановлений, решений, требований об уплате налогов, сборов, взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе пеней и штрафов, исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета».
Дело в том, что в последнее время из-за нехватки бюджетных средств региональный Минфин направлял на места лишь средства на заработную плату работникам бюджетной сферы, а также на социальные выплаты. Между тем обязательства бюджетных предприятий зарплатой не исчерпываются. И к настоящему времени у школ-детсадов накопился приличного размера долг перед Пенсионным фондом и другими ведомствами. Взять дополнительные средства негде, а если счет должника будет блокирован по судебному решению, то положение становится и вовсе отчаянным. Теоретически нововведение должно упростить процесс погашения долгов. Но насколько эффективным окажется такой механизм, мы сможем узнать только в следующем году.
Андрей КЕДРИН