Четверг, Июнь 8, 2023

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Взгляд на абаканскую жизнь из окна такси

Взгляд на абаканскую жизнь из окна такси

 

Пятничный вечер. Сизые зимние сумерки. На стоянке машин возле ряда магазинов на улице Щетинкина – «аншлаг»: негде пройти — не то что припарковаться. Вперемешку с «железными конями» покупателей стоят наготове три машины такси. В ожидании клиентов водители разглядывают прохожих со скучающе-оценивающим видом. Замечаю за лобовым стеклом потрепанного «жигуленка» с «шашечками» знакомое лицо. Когда-то учились вместе. Показалось? На всякий случай кивнула. В ответ — узнавание и разговор «за жизнь», который переместился с холода в машину и «перерос» в этот репортаж.

Собеседник торопливо делился своими новостями за несколько лет: «Ты не думай, у меня постоянная работа есть, как у всех. В магазине. Но денег не хватает, кредиты, семья. Вот и «таксую» то от фирмы, то на себя. И вторая машина, приличная, есть. В кредит взял. На этом «жигуле» давно только на природу и на дачу мотаюсь, и еще «таксую» на нем. Новую «ласточку» жалко, да и позариться на нее могут. А это старое «железо» внимания не привлекает». Понимающе киваю, слушая сбивчивый рассказ, но журналистское любопытство берет верх, и начинаю выспрашивать о таксистском житье-бытье, причем все вопросы начинаются примерно одинаково: «А правда, что таксисты..?» Знакомый (назовем его Сергей) не выдерживает моего напора и «сдается»: «А, давай, ты со мной вечер покатаешься и сама увидишь: каково на самом деле быть таксистом? А потом я тебя с новыми впечатлениями доставлю домой». На том и порешили.

Окружающие сами найдут объяснение

Вообще по правилам в машине такси, кроме таксиста и клиентов, не должно быть посторонних. Первым делом обсудили с Сергеем, что будем делать, если клиент окажется против моего присутствия. Решили, что в этом случае знакомый высаживает меня возле ближайшего супермаркета, работающего допоздна, отвозит несговорчивого клиента и возвращается за мной. Но наш «запасной план» не пригодился.

Мое присутствие почему-то никого не смущало. И зря мы ломали голову, как объяснить клиентам, кто я и что делаю в машине. Оказалось, что «железобетонно» работает старая истина: если вы сами не можете придумать чему-то правдоподобное объяснение, предоставьте это окружающим. Если вы ничего не скажете, они сами себе все объяснят. Так оно и получилось.

Первый клиент оказался мужчиной лет сорока, который при моем виде понимающе усмехнулся: «Твоя? Накосячил, и теперь одного боится вечером отпускать? Что ты такого натворил, братан? Баб по барам возил и «спалился»? С кем не бывает? Сам «таксовал», знаю… Ничего, скоро ей надоест с тобой кататься…» Он подсел как раз возле магазинов по Щетинкина: спешил на день рождения кого-то из родственников. Задержался на работе, в последний момент купил в подарок первую попавшуюся вазу, а теперь всю дорогу (а по пути мы заезжали с ним то в магазин цветов, то докупить что-то из продуктов) «отбивался» от звонков жены с вопросами «Ты сейчас где?» и «инструкциями», что еще надо успеть по дороге. Кивнул на трубку, из который лился поток указаний: «Моя тоже пытается меня контролировать. Куда от них деваться? Но иногда и мужикам отдых от всего этого нужен. Иначе сбегут».

«Наши люди в булочную на такси не ездят…»

Кроме него в «рыбный» пятничный вечер Сергей подвозил около десятка клиентов. Выходные тоже считаются у таксистов доходными днями, но и конкуренция тогда выше. Кроме таксистов «от фирм», подзаработать хотят и «бомбилы».

Хоть Сергей и считает себя «воскресным» таксистом, обычно подрабатывающим по выходным и, когда получается, до или после работы, все-таки у него сложилось представление о типичных абаканских клиентах. Обычно у каждой из этих категорий — свое время «выхода на сцену». В будни, начиная часов с 7 и до 9 утра — первый «аншлаг»: родители доставляют детей в садики и школы, а свои бренные тела — на работу. Потом затишье и – граждане с покупками, которых нужно отвезти от магазинов по домам, а также вызовы отвезти ребенка «на кружок» и обратно. «К врачу – от врача» – еще один тип утренне-дневных клиентов. Причем, по наблюдениям Сергея, наши пенсионеры склонны даже в поликлиники и больницы героически добираться общественным транспортом. Такси они пользуются в случаях крайней необходимости, и если дети-внуки чуть ли не силой усадят их в машину и оплатят дорогу. Зато так называемый «офисный планктон»: от менеджеров до мелких чиновников, не имеющих своего транспорта, – частые клиенты таксистов, хотя и жалуются им на «безденежье». Но при этом многие из них даже на работу в морозы едут на такси. Вечерние клиенты (после того, как заканчиваются добирающиеся с работы и с детьми из садиков) — уже другие. Более расслабленные и склонные к разговорам. Обычно они едут на концерты, в театры, в гости – из гостей и по «злачным» заведениям.

Кого и куда Сергей возил вечером? Расскажу лишь о некоторых типичных клиентах и ситуациях.

Таксистов побаиваются, но их услугами пользуются

Категория девушек и женщин, которые едут расслабляться в конце рабочей недели и «щебечут» в машине в предвкушении веселья, встретилась нам в двух поездках. В первом случае это были три не обремененные семьями подруги, которые встретились после работы в кафе на Пушкина, поняли, что напряжение чаем и пирожными снять не удается. Они решили отправиться на вечерний киносеанс: «Возраст уже не тот, чтобы «уйти в загул» по барам и мужикам. Но душа требует зрелищ!»

Ближе к полуночи такси «тормознули» две девушки лет двадцати пяти с твердым намерением расслабиться после трудовых будней в ночном заведении на пр. Дружбы Народов. Сев в машину, они демонстративно начали кому-то звонить и диктовать номер машины Сергея. Как они сказали, «для подстраховки». Присутствие женщины в машине такси их не смутило, а, наоборот, успокоило.

Оказалось, что им, как и другим абаканцам, не дает покоя резонансное убийство девушки, обвинение в котором (и еще в серии нападений на женщин) было недавно предъявлено абаканскому таксисту. Теперь они садятся в машины не поодиночке, сообщают родственникам номер и вообще к таксистам (даже из фирм) стали относиться с опаской.

Делятся опасениями: «С каждой такое может произойти. Молодежь ведь дома не удержишь, и в бары ходить не запретишь. Где еще в нашем городе можно «выгулять» красивые наряды и когда еще веселиться, как не в молодости? А пешком ночью по улицам еще опаснее передвигаться, чем на такси». Фраза про «некуда сходить» меня задела за живое, и я начала было увещевать их: «А как же театры, филармония..?» Но у собеседниц были свои соображения на этот счет: «А чем нам театры и филармония помогут выйти замуж, если молодые, красивые и состоятельные мужики ходят не по ним, а почему-то по барам?» Они проговорились, что работают «в бухгалтерии» в женском коллективе, и неделями кроме коллег женского пола, цифр и отчетов ничего не видят. Поэтому примерно раз месяц позволяют себе вот так «уйти в отрыв».

Монтировка как «оберег»

Следующие клиенты – двое прилично одетых парней лет двадцати, которые просят «водилу» доставить их в частный дом в Гавани. Они уже изрядно подвыпившие, но, судя по звону бутылок в пакете, душа требует «продолжения банкета». Лишний человек в машине их не смутил, а даже обрадовал: «Опа! Третьей будешь? Водочки налить? А то «водиле» нельзя, а ехать еще долго». Отказываюсь. Всю дорогу молодые люди кому-то названивают («Ждите! Скоро будем!») и о чем-то оживленно перешептываются за нашими спинами. Это неприятно. Возникает ощущение, что пассажиры что-то затевают. Воображение услужливо подсовывает мне яркие картинки захвата машины. Но Сергей спокоен. Наконец находим нужный дом. Пассажиры расплачиваются и исчезают в темноте под лай собак, которых они переполошили в частном секторе.

Облегченно вздыхаю и набрасываюсь на Сергея с вопросом: «Всегда ли он соглашается везти явно нетрезвых или подозрительных типов?» Ответ обескураживает. Оказывается, здоровый мужик больше полагается не на здравый смысл, а на интуицию. И пока (Тьфу! Тьфу! Тьфу!) опасных ситуаций удавалось избежать. Еще, подрабатывая таксистом, он «научился лучше чувствовать людей». И да, если в деньгах нет сильной нужды, то иногда он отказывается подвозить подозрительных клиентов. Говорит, что уже занят и ждет пассажиров.

Видя, что такой ответ меня совершенно не устраивает и требуются более веские аргументы, Сергей спросил: «Ну, хочешь, я тебе свой оберег покажу?» Это оказалась не икона, которая висела возле лобового стекла, а монтировка под сиденьем. Не секрет, что они есть у многих таксистов. Только большой вопрос: хватит ли времени и сил на то, чтобы воспользоваться ими при нападении (например, при типичном случае – накинутой сзади «удавке»). Пожалуй, каждый таксист «примерял» подобные ситуации из криминальной хроники на себя и искал свои варианты и хитрости для спасения.

(Продолжение следует)

Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *