Понедельник, Июль 26, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Роковая, ревнивая, ранимая: неподражаемые образы Галины Архипенковой

Роковая, ревнивая, ранимая: неподражаемые образы Галины Архипенковой

В Русском драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова Галина АРХИПЕНКОВА служит четвертый сезон. Многие абаканцы помнят ее и по спектаклям в Минусинском драматическом театре. Встречались на ее пути и театры Целинограда, Бийска, Горно-Алтайска, Пензы, Барнаула. Однако где бы ни оказалась Галина Вячеславовна, она всегда служит только ему одному – Великому русскому психологическому театру. Служит самозабвенно. Бережно хранит его лучшие традиции. Четверного ноября артистка отмечает юбилей.

Галина Архипенкова выросла в театральной семье, даже ходить научилась в театре. Папа – Вячеслав Павлович Пинчук – режиссер, мама – Людмила Вуколовна – служила артисткой. Поэтому в случае с Галиной Архипенковой говорить о тайне провидения не приходится – выбор профессии был для нее осознанным и закономерным.

В Русском драматическом театре она исполняет главные роли в спектаклях «В тени виноградника», «Детектор лжи», «Тетки. Семейка Краузе», «Земля Эльзы». С ее творчеством также можно познакомиться, сходив на спектакли «С любимыми не расставайтесь» и «Старый дом».

Наверное, в каждом театре есть такой спектакль, на который зрители приходят, чтобы обрести душевное спокойствие, поймать некую безмятежность, тихий восторг от увиденного… В Русском театре это мелодрама Евгения Ланцова «В тени виноградника» по пьесе Валерия Мухарьямова. В ней начисто отсутствует агрессивность, свойственная нашему времени, что, как мне кажется, так привлекает зрителя. В спектакле Галина Архипенкова исполняет роль Этель – молодой вдовы, тяжело переживающей утрату. Потерянная, одинокая до волчьего воя, она жадно ищет живое вокруг, ей очень хочется поговорить, но не с кем… Неожиданно она встречает Гарри, который безумно похож на ее мужа. Она шутит с ним, делает попытку влюбиться, но нет… Галина Архипенкова удивительно точно передает боль узнавания – когда вдруг ни с того ни с сего Этель видит в Гарри мужа, и забывается на секунду, и тут же трезвеет и бледнеет. Гарри (Александр Израэльсон) не сознает всей степени ее переживаний. Позволить себе любить другого она не может, и жить без мужа тоже, что и заканчивается известным образом. Гарри тоже потерял жену, но чувства его другие, и перемены с ним произойдут много позже.

Она щеголяет по сцене в шикарной одежде, собираясь на смерть как на праздник, она всегда готова ко всему – и к уходу в никуда, и к смелому повороту в завтра. Весь спектакль артистка словно пребывает в плену у смерти, иногда кажется, будто огненный шар или медленно действующий яд выжигает героиню изнутри, превращая ее прекрасную жизнелюбивую сущность в дух. Зритель не видит смерти Этель и не особо верит в нее. Да и как же? Хочется думать, что она превратилась в птицу или в облако… Неудивительно, что никто, кроме Гарри, ее так и не увидел. Словно она уже была воспоминанием, призраком, ангелом, предназначенным только ему… Ради нее он разворачивается в завтрашний день, живет за двоих, осуществляет не только свои, но и ее мечты. Пожалуй, это самая трогательная история о любви и скорби в репертуаре Русского драматического театра.

Уже два года со сцены не сходит любимая зрителем комедия «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева, где Галина играет Надежду Бызову, этакую русскую хозяюшку с предельно обостренным женским обаянием и гневливостью. Она действительно не остановится ни перед чем, чтобы доказать свою правоту – ни перед сковородкой, ни перед стулом. Битый жизнью муж Боря (Денис Энгель) любит ее и все прощает, потому что ему без нее никак – Надя в семье генерал. Образ Нади вылеплен Галиной Архипенковой с чрезвычайной любовью. Она настолько органична, что когда смотришь на героиню, то сразу понимаешь – таких «Надь» миллионы, и даже сидящие в зале женщины, плача и смеясь, не могут не провести аналогию с собой или со своими подругами. Был случай, когда в фойе после спектакля разругалась молодая супружеская пара, где жена нападала на мужа ну точь-в-точь как Надя Бызова, с такой же обиженной интонацией и с той же надеждой быть услышанной…

В спектакле «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович артистка создала яркий, типически-народный образ деревенской фельдшерицы Ольги. После смерти отца Ольга неосознанно берет на себя главенствующую роль, что проявляется в ее нежелании отпустить пожилую мать замуж. Несчастная в личной жизни, Ольга всем недовольна и патологически стремится контролировать и поступки, и мысли родных людей. В исполнении Галины Архипенковой героиня хамовата и неприятна на первый взгляд, однако артистка сумела вызвать в зрителях и сочувствие к ней. Да, она жестока и эгоистична, как многие, даже взрослые, дети, душою черства и стара, но где-то глубоко в душе Ольга совестлива и понимает, что все делает неправильно. Но по-другому поступить не может, ибо привыкла жить напоказ, «для людей», как, вероятно, жил ее отец и тысячи других глубоко несчастных людей, попавших в социальный капкан.

Среди последних работ можно отметить роль тетушки Греты в спектакле «Тетки. Семейка Краузе», где артистка блестяще сыграла героиню вдвое старше себя, применив весь арсенал своих выразительных средств, профессиональной наблюдательности. Словно из старинного сундука, набитого заморскими богатствами, Галина Вячеславовна достала и размашистую походку, и стариковскую манеру съеживаться и замолкать в ощущении опасности, и безапелляционность суждений как единственный верный метод достижения цели. К слову сказать, сразу ее и не признаешь – уж очень далека Генриетта Карловна от Галины Архипенковой – и внешне, и душой.

Галина Архипенкова – мастер. Человек, обожающий свою профессию. Артистка, для которой сцена не имеет границ. Прекрасно-трагичная, трепетно-нежная, почти в каждой своей роли она бросает яростный вызов унынью, гневу, смерти… Артистка выходит победителем там, где это казалось невозможным. Героини Галины Архипенковой сильны своим крепким русским духом, их можно уронить, и уронить очень больно, но они не разобьются. Да, они хрупкие и прозрачные, как стекло, но стекло это непростое – закаленное.

В юбилейный год хочется пожелать артистке здоровья, благополучия и, конечно же, необыкновенно-интересных и любимых ролей, работа над которыми принесет счастье и радость творчества!

Ада КОЛМАКОВА

В 2011 году на IX Российском фестивале театров малых городов России Галина Вячеславовна получила приз за «Лучшую женскую роль», в 2008 году за роль Авдотьи в спектакле «Черный тополь» артистка была удостоена диплома конкурса «Премьеры Красноярья» в номинации «Лучшая женская роль второго плана», а также диплома и «Хрустальной маски» в номинации «Лучшая женская роль».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *