Вторник, Январь 26, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Наталья Фоменко: «Детям хочется петь!»

Наталья Фоменко: «Детям хочется петь!»

О пользе вокальных занятий с детьми сказано и написано очень много. Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия пением в дошкольном возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Они развивают и улучшают музыкальный слух и чувство ритма, способствуют тренировке и улучшению памяти, развивают артистичность, внимание, способность слушать и слышать.

Пение – это творческая радость, уметь спеть чисто и красиво – счастье. Было время, я сама пела в хоре, и прекрасно понимаю родителей, которые приводят своих детей на занятия пением. С маленькими воспитанниками ещё играют, именно так, в игре, происходит обучение:

Ну-ка все, встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Начинаем заниматься,

Будем весь урок стараться:

Повторять, не зевать,

Всё запоминать!

Они ещё такие маленькие… Поглядывают друг на друга, кто-то стесняется громко спеть, кто-то боится взять ноту выше… Они ещё не осознают полностью, что в эти минуты живут в мире удивительного искусства – музыки, учатся петь.

В тот же миг

Наталья ФОМЕНКО, артистка республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова и преподаватель детской хоровой студии им. Галины Вишневской, занимается с детьми пением уже восемь лет. Окончив музыкальную школу по классу фортепиано в Краснотуранске, где она родилась и выросла, продолжила свое образование в Абакане.

Юная пианистка окончила музыкальное училище. Потом был Институт искусств, где Наталья встретила человека, определившего её профессиональный путь – Марину Геннадьевну Штарк.

Я услышала её пение, и в тот же миг подумала: «Господи, как же я хочу петь так же…» – вспоминает моя собеседница. – К тому же у нас был замечательный преподаватель по дирижированию, Галина Николаевна Рудакова, и она просто заразила своим предметом!

Преподавание, работа с хором – это увлекло Наталью, но всё сложилось не сразу.

Немного я проработала в музыкальной школе, детей брала по фортепиано, а потом устроилась в филармонию как артистка эстрадного ансамбля, в основном, на сказки, – говорит она. – Но сейчас я занимаюсь уже только хором, вокалом.

Просто любить

Моя маленькая дочь лет с трех начала говорить мне: «Я хочу быть певицей». Поначалу я относилась к этому желанию с улыбкой, но у ребёнка хороший слух, она любит музыку, поэтому нынче привела Злату на занятия в хоре. Однако откуда вдруг возникло это желание? Может, потому, что она видит, что певицам аплодируют, дарят цветы? По сей день я не нашла ответа.

Да, бывает, бывает, – улыбается Наталья. – Многие дети приходят на хор и говорят: «Мы вообще-то поедем на «Голос»…» Сейчас ведь много передач, где ребятишки поют на конкурсах. Но есть и те, кто приходит просто потому, что нравится петь.

А как заинтересовать ребенка заниматься пением? – спрашиваю я.

Я занимаюсь с маленькими детьми, я их очень люблю, – признается Наталья. – В первую очередь ребенок должен полюбить учителя, а это произойдет только тогда, когда учитель даст ребенку такую же любовь.

Слушаю молодого педагога и понимаю, насколько права Наталья! В свое время, не будь в моем сердце любви к Марине Геннадьевне, я бы ушла из хора «Каданс», едва начав учится петь. Но как же обучать пению маленького ребенка? Игрой?

Дети в этом возрасте только играют, – соглашается моя собеседница. – Поэтому их только в игре нужно выводить на верхний, на нижний звуки. Для голоса я использую специальную методику Виктора Вадимовича Емельянова, мы занимаемся именно по этой системе.

Работа с голосом, она почти ювелирная. Голосовые связки отреагируют на любой твой «неверный шаг». По словам Натальи, многие дети не интонируют – могут петь только низкие ноты или только «пищат» тоненьким голосом.

С первыми работа серьезней, их учишь долго. Так налаживается координация, – говорит преподаватель.

Вспоминая наши репетиции, то, как мы распевались, интересуюсь, какими дыхательными упражнениями занимается со своими воспитанниками Наталья?

Знаешь, ими мы не занимаемся, – отвечает она. – Я не говорю детям про дыхание вообще. Иначе они начнут думать, зажимать голос и прочее. Ведь каждый ребенок в этом возрасте очень многое домысливает.Я пою с ними, рассказываю им про образы, про новые песенки, объясняю слова, которых дети не знают. И ничего про технику пения. Еще рано.

Есть дети, которые стесняются петь, думают, что поют неправильно. Умный педагог говорит каждому робкому ребенку: «Ты знаешь, после надо будет выходить на сцену и, если хочешь этого, не стесняйся!»

Хотя про сцену ученикам надо говорить в последнюю очередь, – замечает Наталья. – Они просто должны любить петь.

Мяу-мяу-мяу…

О занятиях вокалом с детьми гуляет много заблуждений и мифов. О том, что дело это бесполезное, даже вредное, потому что голосовые связки ребенка еще не развиты, дыхание слабое. Моя собеседница учит детей петь уже давно, и ей ли не знать истину?

Дети очень естественны. Они, может быть, не понимают, но подсознательно запоминают. Я вообще считаю – чем раньше ребенок запел, тем лучше,– замечает педагог. – У нас есть девочка, Ксюша Семенова – она ходит на хор с 2,5 лет, и сейчас, в свои шесть лет, так хорошо поет, просто звезда уже! Это одаренный ребенок, конечно, но с голосом надо работать…

Наталья рассказывает о чуде, которое дарит музыка.

Везде уже написано, что надо петь, надо заниматься музыкой, это здоровье! У меня ребятишки знают – если у них нет температуры, немного болит горло – надо идти и петь. И они все приходят – в школу не ходят, а на хор – обязательно. Репетиции у нас – два раза в неделю, по 40-45 минут.

Проблема слуха? – спрашиваю я. – Не у всех же есть слух.

— У большинства его нет, – говорит педагог. – Но его можно развить, поэтому, чем раньше придет ребенок, тем быстрее он научится интонировать чисто.

— Как нужно развивать слух у ребенка?

— Во-первых, он должен слушать музыку. Естественно, когда я работаю, я заостряю внимание – по маленьким интонациям. Дети поют по три звука: «Мяу-мяу-мяу». И пока они эти три звука не научатся петь, дальше идти не надо. Со временем ухо привыкнет слушать чистые, правильные звуки. Сначала это всё доводится до автоматизма, а потом дети интонируют уже потому, что привыкли петь чисто и слушать.

Сопрано и альт

Наталья ведет две группы. В младшую ходят дети до пяти лет включительно. В среднюю – дети шести-семи лет. И мальчики, и девочки. А вот «Со скольки можно начинать заниматься пением?» – вопрос риторический.

Если придет ребенок двух лет и сможет сидеть, слушать – пусть даже двухлетний приходит, – улыбается Наталья. – Бывают такие дети. Сидят на занятиях с родителями. В младшей группе занимаются пятнадцать детей. В средней – тоже пятнадцать. Я стараюсь больше не набирать. Просятся до сих пор. Приходится отказывать, иначе это будет шум и гам, никакого толку. Надо ведь опрашивать индивидуально, смотреть, как ребенок развивается.

А бывает так, что ребенок начинает заниматься пением и вскоре говорит: «Нет, я не буду ходить»? – интересуюсь я.

Да, таких случаев очень много. Подходит ребенок и говорит: «Я больше не хочу». Бывает, что по времени поздно, все-таки занятия вечером, многие детишки уже уставшие, после садика. Бывает, возраст – ребенок маленький, не готов еще. Ну, неинтересно! Хоть я с ними прыгаю-играю, но…

Обе группы разучивают «младший», детский репертуар, правда, средняя уже поет двухголосье – партии голосов сопрано и альт. Эти дети разучивают репертуар посерьезнее, уже более классические произведения.

В средней группе все дети уже интонируют, конечно, – говорит Наталья. Обычно для «средних» я беру одно произведение, потому что если ребятишек постоянно заставлять разучивать новое… ничего хорошего, думаю. Детям ведь хочется петь!

Памятуя о том, что до новогодних праздников осталось не так и много времени, спрашиваю свою собеседницу о планах на зиму.

В декабре мы покажем родителям то, чему научились, представим зрителям несколько песен, – отвечает Наталья. – Ну, а в моих планах – спеть в мюзикле «Под первой звездой». У меня там четыре партии. В нынешнем году показ будет юбилейный – мюзикл пройдет десятый год подряд.

Лика КРАСКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *