Пятница, Сентябрь 25, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Когда профессия – зажигать звезды

Когда профессия – зажигать звезды

5 октября, в международный День учителя, поздравления и слова благодарности будут звучать не только в адрес педагогов общеобразовательных школ и вузов. Завтра свой профессиональный праздник будут отмечать и педагоги музыкальных, художественных школ. Благодаря талантливым педагогам детских музыкальных школ ребята не просто получают возможность музыкального развития, а определяются со своей будущей профессией, на музыкальном небосклоне зажигаются новые «звездочки».

Именно так все случилось и в жизни преподавателя Абаканской детской музыкальной школы № 1 им. А.А. Кенеля Сергея БУРМАКОВА – с музыкой свою профессиональную судьбу он связал благодаря своему педагогу Владимиру Котляру.

– С музыкой впервые я познакомился в 6 лет, когда отец привел меня в музыкальную школу. В те годы школа еще располагалась в здании, где сегодня находится Хакасская республиканская филармония. Особого желания заниматься музыкой у меня тогда еще не было – так решили родители, интерес пришел позже, во многом благодаря моему педагогу Владимиру Михайловичу Котляру. Помню, на собеседовании при поступлении в школу я сразу сказал: хочу играть на дудочке. Так моим первым инструментом стала флейта. И сегодня наши маленькие воспитанники начинают знакомство с духовыми инструментами с флейты, так как игра на трубе требует определенной физической силы. Так и я постепенно от флейты перешел к игре на трубе, позже в школе появился духовой оркестр, и нам, мальчишкам, стало еще интереснее заниматься. Наверное, многие из моих сверстников, занимавшихся в музыкальной школе, помнят наши поездки в пионерский лагерь. На озере Баланкуль всегда отдыхали спортивные школы, а мы выступали на различных пионерских мероприятиях, праздниках – были, можно сказать, украшением лагеря, – смеется, вспоминая о своих первых шагах в музыке, преподаватель.

По окончании 8 классов общеобразовательной школы Сергей Бурмаков поступил в Абаканское музыкальное училище – как признается мой собеседник, особого желания, стремления связать свою профессиональную судьбу с музыкой не было. У вчерашнего восьмиклассника понимания, чем дальше он будет заниматься в жизни, какую получать профессию, еще не сложилось. А опытный педагог Владимир Михайлович Котляр разглядел в своем ученике профессионального музыканта и сумел убедить и юного Сергея (и его родителей) поступать в музыкальный колледж.

– Так я и оказался в Абаканском музыкальном училище, о чем и с высоты сегодняшнего дня не жалею. Практически сразу с начала учебы у меня сформировалось понимание будущей профессии, стало ясно, чем я хочу заниматься в жизни. По окончании Абаканского колледжа поступил в Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки, на последних курсах учебу совмещал с работой в Томском симфоническом оркестре. Позже мне предложили вернуться в Абакан – так я стал преподавателем школы им. А.А. Кенеля, также я преподаю в Минусинском колледже культуры и искусства, играю в Минусинском духовом оркестре, – рассказывает о своем пути к профессии Сергей Владимирович.

Вот уже на протяжении 7 лет Сергей Бурмаков передает свои знания, опыт юным талантам – обучает их игре на медных духовых инструментах (труба, тромбон), руководит школьным духовым оркестром.

– Конечно, не все учащиеся музыкальной школы, и мои ученики в частности, станут профессиональными музыкантами. Музыкальная школа дает нечто большее – она помогает воспитать разносторонне развитую личность, дает возможность раскрыть внутренний потенциал ребенка. Начав заниматься музыкой, ребенок начинает по-другому, более полно, ощущать наш мир, понимать живопись, поэзию и т. д. Посмотрите, если мы сравним двух детей: один из них будет заниматься только лишь в общеобразовательной школе, а второй еще и в музыкальной, пусть он здесь будет даже далеко не самый лучший ученик, – это будут совершенно разные дети. На мой взгляд, ребенок, который постиг музыкальную грамоту, узнал, что такое музыка, в дальнейшем учится гораздо лучше по всем дисциплинам, в том числе и по таким, как физика и математика. Дело в том, что систематические занятия в музыкальной школе учат ребенка добиваться поставленной цели. Ребенок знает, умеет определять для себя цели и находить пути, механизмы их достижения. Ведь на уроке мы этим, собственно говоря, и занимаемся. Ставим цель – научиться играть то или иное произведение, и потом отрабатываем технические приемы, позволяющие нам сыграть эту музыку. В дальнейшем, пусть ребенок и не станет профессиональным музыкантом, он станет более дисциплинированным, целеустремленным человеком, – убежден педагог музыкальной школы.

Все это, безусловно, верно, однако во время обучения в музыкальной школе многие ученики зачастую не осознают всех этих прекрасных перспектив, и многие, как признавались даже сегодня известные музыканты, ходили в школу что называется «из-под палки». Как Сергей Бурмаков увлекает своих учеников, поддерживает в них интерес к своим дисциплинам?

– Те, кто приходит в музыкальную школу «из-под палки», как правило, здесь не задерживаются, бросают. Маленькие детки 6-7 лет на занятия, как правило, все ходят с удовольствием. Это уже позже некоторые ребята охладевают к музыке, занятия им становятся в тягость – как педагог, я считаю, что не нужно всех из-под палки заставлять ходить в музыкальную школу. Может, у этого ребенка уникальные спортивные или художественные способности? Сегодня система дополнительного образования предлагает множество самых разнообразных кружков и секций, так что дело по душе может найти каждый ребенок. Другое дело, что и нагрузка в современной общеобразовательной школе очень серьезная, так что у детей, зачастую, не остается времени на какие-то дополнительные занятия. Бывает, что и мои ученики приходят и честно признаются, что, мол, мало дома позанимались, так как много задают в общеобразовательной школе. Что касается поддержания интереса – педагогу важно найти индивидуальный подход к каждому своему ученик. Тем из ребят, кто уже определился для себя, что музыка станет их профессией, стараешься дать и задания посложнее, и спрашиваешь с них строже. Вообще очень организует и мотивирует детей совместная игра, мои ученики с огромным удовольствием занимаются в нашем школьном оркестре. Видели бы вы их счастливые лица, горящие глаза, когда ребята играют в оркестре, – отмечает педагог.

Еще не так давно к необходимости получения дополнительного образования в музыкальной школе родители относились более спокойно: проявляет ребенок интерес – ходи, занимайся, неинтересно – много других интересных кружков. Сегодня все больше родителей стараются, чтобы их дети учились в «музыкалке». Как отмечает мой собеседник, в системе образования сегодня, можно сказать, гонка учеников, а точнее их родителей, за портфолио. Конечно, родители заботятся о том, чтобы их дети выросли разностороннее развитыми личностями, да и чем в больших направлениях будет ребенок заниматься, тем легче он сможет определиться с выбором профессии – что ему интереснее всего. Может, ребенок захочет стать музыкантом, вот и приводят его в школу. Интересуюсь у собеседника-педагога, а всех ли детей можно приводить в музыкальную школу, передаются ли способности к музыке по наследству, и если у родителей нет музыкальных данных, появятся ли они в результате кропотливой работы в «музыкалке» у ребенка?

– Если почитать труды психологов, то они утверждают, что ребенок рождается с широкими потенциальными возможностями, природой в него заложены способности ко всему – а раскроются ли его таланты, это уже зависит во многом от родителей, от того, что они заложат в своего ребенка. Чем раньше родители начнут развивать своего ребенка, тем больше шансов увидеть, разглядеть его таланты и дальше работать уже в этом направлении. Безусловно, всех детей полезно водить на концерты в филармонию – там сегодня ставят замечательные детские концерты, наша школа регулярно дает детские концерты – приходите, приводите своих деток. В нашей школе работает и группа раннего развития, есть подобные группы и в других организациях. Занятия в столь юном возрасте позволяют развивать в детях музыкальный слух, ритмику, они знакомятся с самыми простыми детскими инструментами, у таких деток развивается и чувство социальной включенности – они становятся более общительными, уверенными в себе. И далее выпускники таких групп раннего развития уже на занятиях в музыкальной школе показывают гораздо лучшие результаты, нежели их неподготовленные сверстники, – считает преподаватель.

Так что, как видим, роль родителей в музыкальном развитии ребенка, как и во многом другом, огромна. Однако не менее важно и то, к какому педагогу придет ребенок. Ведь именно от педагога зависит, раскроется ли потенциал талантливого ребенка, либо же, наоборот, он навсегда оттолкнет от мира музыки детей, в которых природой заложены большие способности. Сергей Бурмаков – из числа преподавателей, помогающих детям раскрывать свои таланты, всегда готовый подсказать, в каком направлении лучше работать тому или иному ученику. К примеру, один из его учеников, Иван Маслов, сейчас обучается в специальной школе при Новосибирской консерватории. Талантливый мальчик занимался с педагогом Бурмаковым не так долго – и, разглядев в нем способности, педагог сам предложил родителям мальчика направить его в специальную музыкальную школу. В этом и заключается дар педагога – можно ведь было блестяще выигрывать с талантливым учеником конкурсы, но гораздо важнее указать ученику путь, по которому он сможет реализовать себя в полной мере. Продолжили музыкальное образование и многие другие ученики Сергея Владимировича, всем им педагог привил главное: целеустремленность, трудолюбие и любовь к музыке.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *