Среда, Декабрь 11, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Внимание – речь!». Интервью с логопедом Кристиной Печенкиной

«Внимание – речь!». Интервью с логопедом Кристиной Печенкиной

Речь человека формируется с самого рождения. До того, как малыш произнесет свое первое слово, должны пройти стадии гуления и лепета. Становление речи ребенка происходит до 6-7 лет. Именно поэтому родителям бывает сложно своевременно увидеть проблему – в 3-4 года ребенок не обязан четко выговаривать все звуки.

А когда настает время отдавать дитя в школу, проблемы произношения становятся очевидными. Сегодня тема нашего разговора одна – речь ребенка. На мои вопросы отвечает логопед Кристина ПЕЧЁНКИНА.

Сложный звук «р»

– Считается, что логопедическая проблема «является проблемой после пяти лет», до этого все списывают на возрастное несовершенство речевого аппарата, мол, к пяти годам все может решиться само собой. Это так?

– Нет, с ребенком нужно заниматься уже с трех лет, если есть какие-либо отклонения в его речевом развитии, особенно если ребенок говорит слогами или произносит всего лишь несколько слов. Также есть временные границы по постановке звуков, так как у каждого ребенка разное развитие.

– Что же это за звуки, и каковы границы их формирования?

– Звуки «х-к-г» должны быть сформированы к трем годам, «с-з-ц» в три года, «ш-ж» формируются до четырех лет, «л-ль-р-рь» – до пяти с половиной. Если есть отклонения от нормы, необходимо проконсультироваться со специалистом, потому что само собой ничего не исправится, только если в исключительных случаях, которых я пока не встречала.

– Получается, это самые сложные звуки для детей?

– По статистике, наиболее часто нарушены звуки «р», «рь», так как при произношении этих звуков должна быть сильная воздушная струя, хороший подъем языка, что у большинства детей без специальных упражнений делать не получается.

– Наиболее частые проблемы с произношением у детей?

– Проблем с произношением много, у каждого ребенка – своя особенность, свои причины нарушения звукопроизношения. В практике чаще приходят детки с дизартрией («каша во рту»), с дислалией (отсутствие звуков «л», «ль», «р», «рь»). В последние годы увеличилось количество детей с задержкой речевого развития, алалией.

О дизартрии

– Бывает, родители жалуются, что ребенок долго не начинает говорить. Что значит «долго»?

– Бить тревогу родители обычно начинают, когда ребенку исполняется три года. У ребенка кроме «мама», «папа» в активном словаре больше нет слов, и, естественно, большинство родителей начинают искать специалистов.

– Ребенку уже пять лет, и его никто не может понять, как будто «каша во рту». Отчего так происходит и что делать?

– О таком понятии, как «каша во рту», говорят все чаще и чаще, действительно, таких ребятишек с каждым годом становится больше.

– Почему?

– Их больше, я считаю, из-за родовых травм, так же как, в принципе, и других нарушений. Асфиксии при рождении, неправильное питание и режим во время беременности, заболевания мамы, перенесенные во время беременности и так далее. Наши женщины много работают, до последнего трудятся, не берегут себя. Здесь, думаю, играет роль и экология.

– Если у одного из родителей проблемы с произношением, могут ли они быть и у ребенка?

– Речь по наследству, именно «звуковка», не передается, только если сам тип артикуляции. У меня были клиенты – мальчик не произносил звуки «р», «л». Родители думали, так и будет, потому что папа их не произносит. Но буквально через пару месяцев работы – идеальные звуки!

Это дизартрия, речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии является нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, щек). С такими ребятишками проводится долгая, кропотливая работа по восстановлению тонуса, по постановке и автоматизации звуков, очень часто необходим логопедический массаж.

– Как вовремя увидеть это расстройство?

– Один из признаков дизартрии – это межзубное произношение, когда дети произносят свистящие звуки, располагая свой язык между зубами. Родители порой не обращают внимания на такой серьезный дефект и ребятишки только в школе понимают, как это некрасиво и как искаженно звучит звук. Но в таком возрасте из-за закрепившейся привычки уже сложнее работать.

Замечайте проблему!

– Подросток не выговаривает звук «р», можно ли научиться «рычать» в 15 лет, или уже поздно?

– «Рычать» и не только можно научиться в любом возрасте. Единственное, необходимо выяснить причину отсутствия звука и, уже исходя из причины, выстраивать работу. В моей практике были клиенты 23 лет, 31 года, подростки также обращаются с данной проблемой.

Скажу одно – звук поставили всем, но вот применять его в общении может не каждый, так как за годы жизни закрепилась привычка говорить без звука «р», чтобы его использовать, необходим самоконтроль.

– Часто ли родители жалуются, что их детей дразнят сверстники из-за нарушений речи?

– Как ни странно, нет. Такие родители есть, но мало, и, как правило, они очень заинтересованы в исправлении звукопроизношения ребенка. Но есть и такие родители, которые не замечают проблем с речью ребенка, пока им об этом не скажет педагог, а это куда страшнее.

– Что такое алалия, и можно ли хоть как-то изменить ситуацию к лучшему?

– Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Говоря простым языком, ребенок не разговаривает или произносит отдельные звуки, слоги после трех лет. Алалия бывает нескольких видов: моторная, сенсорная, сенсо-моторная.

Алалия является медико-психолого-педагогической проблемой. Помочь ребенку с таким диагнозом можно, используя комплексную работу: медикаментозное лечение, ежедневную работу с логопедом, работу с психологом и дефектологом.

Эффект коррекции

– Как связаны психика и речь?

– Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы. Когда ребенок начинает разговаривать, общаться, у него формируются такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.

Соответственно, если речи нет, возникает задержка речевого развития, далее, если с ребенком не заниматься, она с возрастом перетекает в задержку психоречевого развития.

– Расскажите про логомассаж. Кому он рекомендуется?

– Логопедический массаж позволяет скорректировать произношение, улучшить тонус мышц артикуляционного аппарата. Рекомендуется он людям, имеющим такие речевые отклонения, как дизартрия (нарушение мышечного тонуса), заикание, алалия и прочее. Обязательно нужно проконсультироваться с неврологом, замечу.

– Все ли проблемы речи поддаются исправлению?

– Большинство проблем поддается коррекции, но не стоит забывать о причинах нарушения речи. Если первичная проблема скрыта в нарушении ЦНС, в патологиях головного мозга и вторично влияет на речь, то работа усложняется, длится годами параллельно с лечением. Эффект коррекции будет зависеть от сложности того или иного заболевания.

– Когда вести ребенка к логопеду просто необходимо?

– На консультацию к логопеду рекомендую ходить раз в год начиная с двух с половиной лет. Число детей с речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается.

Заниматься с ребенком нужно начинать как можно раньше. Посещать занятия необходимо, если у ребенка задержка речевого развития, алалия, дизартрия и другие речевые нарушения.

Лика КРАСКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *