Воскресенье, Ноябрь 1, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Детская защита: ложь и непокорство

Детская защита: ложь и непокорство

Дети бывают несносны: они не только шумны и непоседливы, но еще и врут, а то и напрямую не подчиняются разумным требованиям взрослых. Что же происходит в душе отпрысков, чего они пытаются добиться своим поведением?

Маленький врунишка

Внуку уже восемь лет, однако он постоянно «фантазирует», а точнее сказать, врет всем окружающим. Придумывает повод, чтобы не участвовать в домашних делах, жалуется на недомогание, сочиняет истории про своих друзей, рассказывает о них небылицы. Иногда это выглядит игрой, но порой кажется, что ребенок переходит границы. Что можно сделать?

Зинаида Ю.

Начну с предупреждения: патологическая лживость может свидетельствовать о серьезных проблемах, поэтому стоит проконсультироваться у специалистов. Мы же можем лишь разобрать возможные причины такого поведения, тем более что встречается оно довольно-таки часто. Для начала стоит разделить понятия фантазии и откровенной лжи. В первом случае речь обычно идет об историях, которые ребенок сочиняет на досуге. Это может быть описание событий, которые не происходили на самом деле, однако участником или свидетелем которых был ребенок. Порой история звучит правдиво, в ней присутствует множество деталей, яркие, эмоциональные описания. Содержание может быть каким угодно: от детективной истории до описания дома, где ребенок побывал в гостях. Некоторые истории так называемых «контактеров» с НЛО – явление того же порядка. В любом случае фантазии лишь косвенно касаются повседневной жизни. Что же касается лжи, то она, напротив, используется в непосредственном общении с окружающими.

В обоих случаях ребенок осознает, что его рассказ не имеет ничего общего с реальностью. Главное же отличие – цель, которую преследует врунишка. Фантазии – то, что помогает ребенку оказаться в центре внимания. Поэтому он и выбирает тот рассказ, который может удивить или даже шокировать слушателей. Ребенок быстро понимает, что, например, в школьной жизни нет ничего интересного для его родных: ежедневная рутина из проверки домашних заданий и изученных тем – не то, что привлечет их внимание. А вот рассказ о том, что в школу пробрался вор, утащивший портфель у одноклассника – другое дело. Причем градус напряженности в рассказах скорее всего будет расти, а содержание изменяться в зависимости от того, на что сильнее реагируют близкие. То есть ребенок действует примерно как творческая группа телеканала, стремящаяся удержать внимание зрителей. Если же родители обеспокоены самим фактом сочинительства – фантазии будут все менее похожи на правду.

Ложь – явление более привычное. Чаще всего причина ее – попытка защитить себя. То есть все вроде бы просто: как взрослый, ребенок врет о причине опозданий на урок, чтобы избежать выговора, преувеличивает свои способности, чтобы повысить авторитет, или искажает факты в свою пользу, чтобы его не наказывали за проступок.

Как видим, в основе того, что мы называем «неправильным поведением ребенка», лежат ошибки взрослых. В первом варианте все достаточно просто: фантазии отступят на задний план, как только ребенок поймет, что он и то, что с ним происходит, интересует окружающих. В первую очередь – его родных. Значит, если спрашиваем ребенка о чем-либо, то обязательно выслушиваем ответ. Причем вырабатываем хотя бы основы так называемого активного слушания: поддакиваний, уточняющих вопросов и так далее, чтобы ребенку было очевидно: вы следите за повествованием. С ложью все не так просто. Признайтесь: самим-то доводилось привирать в присутствии ребенка? Если ваш ответ «нет», то вы либо искренне заблуждаетесь, либо опять лукавите. Ложь взрослых людей тоньше и искусней, она охватывает больше сфер жизни. Ведь мы обманываем не только словами, но и демонстрацией своего отношения к окружающим. Встречая неприятного человека милой улыбкой, которая слетает, едва тот отвернется. Ребенок же тонко воспринимает наше поведение и делает свои выводы. Поэтому врать в той или иной степени он будет и дальше. Так же, как взрослые. Но в силах близких людей сделать так, чтобы лжи было как можно меньше. Это сложно. Ведь для начала придется не врать самим. Хотя бы в общении с ребенком. Далее потребуется создать условия, в которых ребенок чувствует себя в безопасности – чтобы не приходилось врать для самозащиты. Такая атмосфера включает в себя несколько компонентов. Например, взрослым придется отказаться от упреков. Если был проступок и за него ребенок наказан – больше никаких ссылок на прошлое. И тем более не стоит напоминать об этом, если вам хочется пристыдить ребенка или напомнить ему правила поведения. Старайтесь избегать и методов устрашения вроде «будешь врать – я узнаю, и тогда…». Вместо этого лучше подумать о том, как вы можете получить ускользающее детское доверие.

Снова в школу

В первый класс сын шел с радостью. Во второй – с тяжелым вздохом. В третий – неохотно… В итоге же спустя несколько лет учеба постепенно превратилась в наказание и для ребенка, и для нас. И вот наступил учебный год, впереди – экзамены, а мы не знаем, как заставить сына учиться. Особенно учить те предметы, по которым предстоит экзамен. Пугать его, похоже, бесполезно.

Елена М.

В статье одного из современных психологов мне встретилась интересная интерпретация подобных родительских вопросов: «Как заставить детей заниматься тем, что им не интересно, не нужно, скучно преподается и связано с непрерывным унижением?». На мой взгляд, лучшего ответа не существует. То есть в том варианте, который подразумевается большинством людей, пожелание невыполнимо. Да, ребенка можно «переломить», угрозами и уговорами засадив за учебники. Можно «давить на совесть», уверяя, что учеба – долг и честь каждого, а двойка – несмываемый позор. Я помню одну учительницу, которая внушала первоклассникам: «Ползи в школу, если болен». Можно приводить в пример других детей, которые учатся лучше, постоянно просматривать оценки и наказывать за «неуды». В итоге получим забитое или озлобленное на мир существо, склонное к неврозам или накопившее целый букет заболеваний. Работника, считающего любое порученное дело – мукой. А любую допущенную ошибку – жизненной трагедией. Но зато в аттестате будут четверки, а может, даже пятерки.

И вот ведь парадокс – то, что интересно ребенку или талантливо преподается, усваивается моментально. За любимым занятием дети готовы проводить дни и ночи, к ужасу мам-бабушек забывая даже о еде. К сожалению, сфера интересов детей часто не совпадает с нашими представлениями о «правильном» направлении их развития. Но тут придется уступить именно взрослым. Если ребенку нравится рисовать – бесполезно отбирать карандаши и вручать ему скрипку. Художником он не станет, но и скрипач получится так себе. Если нравится возиться с животными – попытка сделать из него программиста также обречена. В лучшем случае общество получит среднего специалиста, коих уже немало, зато отличный ветеринар так и не появится… Так что родителям придется лишь смириться с тем, что сын или дочь, во-первых, не станут отличниками по всем предметам. А во-вторых, никогда не реализуют те мечты, которые лелеяли они сами. Вместо этого лучше обратить внимание на то, каким предметам ребенок уделяет хотя бы чуть больше внимания или какие занятия для него представляют интерес. И помогать ему развиваться в этом направлении.

Только ваша помощь должна быть грамотной. А для этого придется проделать немалую работу, проанализировав поведение ребенка. Ведь явный интерес к конкретному делу – одно, а совсем другое – способности, которые еще не раскрылись и требуют поддержки. Именно их выявлением можно заняться, вооружившись «принципом медали», то есть помня о том, что у любого свойства нашего характера есть как минимум две стороны. Рассмотрим ситуацию: ребенок не любит учиться, зато готов много времени проводить с друзьями, которых находит в любом коллективе. Первая (наиболее частая) трактовка: «оболтус, которому лишь бы от учебы отлынивать. Так вот сойдется с компанией, начнут воровать, наркотики принимать, а там и до тюрьмы недалеко». Кажется, возможности развития нет, подросток сам себя загнал в тупик. Но посмотрим на ситуацию с другой стороны: речь идет о коммуникабельном молодом человеке, способном находить общий язык с людьми из разных слоев общества. То есть о потенциальном воспитателе, политическом деятеле, да хоть о следователе – масса профессий требует развитого навыка общения. Задача родителей – создать условия, в которых он будет развиваться. Пусть это будет студия ораторского искусства или кружок журналистики, волонтерская работа или что-то другое – главное, чтобы заинтересовало ребенка и помогло ему найти применение своих способностей.

К сожалению, есть немало детей, интересы которых, мягко говоря, не проявляются. Социальные сети стали для них основным увлечением. Но о таких – разговор отдельный.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *