Воскресенье, Май 31, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Первый класс: чтобы школа была в радость

Первый класс: чтобы школа была в радость

Первый год обучения в школе можно назвать и самым важным. Не только потому, что ребенок получает базовые знания, без которых не может быть речи об успехах в будущем. Именно в это время у него формируется отношение и к процессу учебы, и к школе в целом. А значит, и то, как ребенок будет учиться в старших классах, зависит от успешной адаптации в первые месяцы, проведенные за партой.

Физиологическая буря

Проблем, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в первые месяцы обучения, немало. Однако условно их можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, что имеют физиологическую основу. Ко второй – то, что можно назвать готовностью к школе. Речь идет и о психологической подготовке первоклассника, и о пресловутом багаже знаний и навыков, которыми он должен обладать.

Начало учебы совпадает с кризисом семи лет. Это один из переломных моментов в жизни ребенка. Ведь, по сути, он делает первый шаг во взрослую жизнь, а точнее – в общество, живущее по своим правилам. Ведь до сих пор у ребенка не было особых обязательств перед другими людьми (домашние дела, если они и были — не в счет). Становясь учеником ребенок принимает на свои, пока еще хрупкие, плечи, новую социальную роль, а вместе с ней – множество обязательств. А еще он вступает во взаимодействие с новыми людьми. Он вынужден действовать по правилам, которые ему могут не нравиться, встречается с первыми конфликтами в новой среде. Сами по себе они не опасны, напротив, детские споры и выяснения отношений — хороший опыт, который обязательно пригодится в будущем. Но не стоит забывать о том, что у семилетнего школьника есть важное отличие от шестилетки-дошкольника: у него уже меняется мышление, приходит способность обобщать и делать выводы. Это значит, что неудачи, в том числе и в учебе, не просто переживаются острее, но и влияют на формирование личности ребенка. Кризис семи лет, по сути, и представляет собой своего рода урок по переживанию собственных ошибок. В итоге ребенок сможет научиться здраво оценивать себя и окружающих, а главное — делать выводы на основе своего опыта и наблюдений. То есть, залог успешности, уверенности в своих силах закладывается именно в этот же период. Однако при этом остается риск разочароваться в себе, приняв клеймо «неумехи» или «глупца» после первых же неудач в учебе. Хотя последние могут иметь под собой легко объяснимые причины.

Важно точно оценить состояние ребенка. Например, банальный насморк взрослому может показаться ерундой, не заслуживающей внимания. Но ухудшение носового дыхания означает недостаточное поступление кислорода. Отсюда — быстрая утомляемость и отставание в учебе. Кроме того, помните, что в первые две-три недели учебы в организме первоклассников происходит настоящая физиологическая буря: все системы организма напряжены до крайности, дети расходуют большую часть ресурсов. Этим и объясняется то, что именно в сентябре дети часто болеют. Кроме того, к концу первой четверти некоторые дети худеют, а у других фиксируется понижение артериального давления, что свидетельствует о сильном утомлении. Отсюда — частые жалобы на недомогание, головные боли и тому подобное. Так что не стоит торопиться обвинять ребенка в лени и нежелании учиться, – поясняет педагог-психолог Елена АФАНАСЬЕВА.

К учебе готов?

В современной жизни доводится наблюдать две крайности: одни родители считают, что в школе ребенка научат всему, что необходимо. В итоге в класс приходит этакий Маугли, не понимающий, зачем он, собственно, тут оказался. Другие взрослые думают, что готовность к школе — это умение читать-считать-писать, и в своем рвении пытаются освоить программу первого класса уже в пяти-шестилетнем возрасте. Между тем, больше пользы принесут те навыки, которые мы традиционно считаем само собой разумеющимися, а потому не всегда помогаем в их освоении

– Очень важно, чтобы ребенок умел ориентироваться во времени, мог принимать правила той среды, в которой он оказался, был готов взаимодействовать с ровесниками. Хорошо, если он обладает основными знаниями об окружающем мире: понимает разницу между временами года, знает, в какой стране он живет, какие животные и растения есть в родном крае. Не менее важны и базовые навыки самообслуживания, – отмечает моя собеседница.

Достичь этого можно в дошкольном возрасте — с помощью игр. Очень полезно играть в школу, когда ребенок получает возможность «примерить» будущую социальную роль. Ведь к ученику предъявляются особые требования, отличающиеся от домашних. А детям сложно высиживать урок, следить за словами учителя, делать не то, что хочется, а то, чего требуют, сложно сдерживаться и не высказывать свои мысли и эмоции. Потому-то все педагоги сталкиваются с типичными проблемами: дети пытаются отвечать хором, перекрикивают друг друга, соскакивают с мест. Если ребенок хотя бы будет знать, что от него потребуется в школе, — новая роль будет воспринята легче. Другая сторона школьной жизни — общение детей между собой – также имеет свои особенности. Тем из детей, которые были чрезмерно опекаемы родственниками, тяжело смириться с тем, что теперь окружающие не так внимательны к их мнению, а их требования не обязательно выполняются.

– В абаканской школе № 2 мы стараемся помочь первоклассникам быстрее войти в учебный процесс. Способствуют этому, наряду с другими методиками, и специальные упражнения. Зарядка, которая помогает наладить межполушарное взаимодействие, очень проста, ее выполнение занимает немного времени, но она дает возможность ребенку сосредоточиться и успешнее справляться с заданием. Поэтому проводить будем регулярно во всех первых классах, – рассказывает Елена Афанасьева.

Упражняться, кстати, можно и дома. Методики существуют разные, но в основе их лежит один и тот же принцип — перекрестные действия. Например, можно маршировать на месте, при этом хлопая по колену противоположной рукой. Или рисовать носом в воздухе «восьмерки». Комплексов гимнастики разработано немало, но, конечно, лучше всего перед началом занятий посоветоваться со специалистами и выбрать тот, который лучше подходит ребенку.

«Не пойду в школу!»

Эту фразу наверняка услышат многие родители первоклассников. Однако значение ее может быть очень разным.

– Если вы слышите это в первые недели учебы, то такая реакция — нормальна. Ребенок может сигнализировать о том, что ему сложно, он устал и хочет отдохнуть. А значит, через некоторое время ситуация нормализуется. Но на подобные речи все равно нужно обязательно обратить внимание. Не ограничивайтесь простым «надо», постарайтесь узнать у ребенка, что случилось, почему он хочет избежать учебы. Полезно пообщаться с учителем или обратиться к школьному психологу — на этом этапе нет речи о какой-либо проблеме. А вот если ребенок заявляет о нежелании учиться через полгода — это значит, что родители упустили что-то очень важное. Скорее всего, ребенок уже не раз давал понять, что ему требуется помощь, но его сигнал SOS был проигнорирован. Такое, к сожалению, порой случается у молодых родителей, которые загружены работой. Тем не менее, ситуация требует помощи специалистов и не стоит затягивать с обращением к ним, – считает Елена Афанасьева.

Помощь родителей может быть не только «аварийной». По большому счету, подготовка к школе происходит в повседневной семейной жизни.

– Настрой родителей очень важен. Ребенок, как известно, очень восприимчив к поведению взрослых. И если мама с папой относятся к учебе в школе как к тяжелому труду, а особенно если они демонстрируют, как тяжко им жить и работать — ребенок вряд ли будет гореть желанием учиться. Более того, вскоре он не захочет ходить в школу — чтобы родителям не приходилось утруждаться, помогая ему в учебе, – отмечает педагог-психолог.

Но вот наступили волнительные дни первых уроков. В это время родителям стоит быть особенно внимательными и соблюдать несколько простых правил. Первое: важно обращать внимание на то, с каким настроением ребенок приходит из школы и насколько усталый у него вид. Именно начинающееся утомление может послужить причиной отставания в учебе и последующих за этим проблем. Из этого следует второе правило: не стесняйтесь общаться с учителем. Может быть, педагог что-то упустил, и ваш сигнал поможет ему найти индивидуальный подход к ребенку. Третье правило: давайте ребенку возможность отдохнуть. Именно оно может быть ключевым. Физически ослабленные дети нуждаются в прогулках на свежем воздухе, дополнительном времени для сна (его продолжительность может составлять до 11 часов). Необходимо уменьшить и психологическую нагрузку. Для этого, как минимум, нужно, чтобы вторую половину дня ребенок проводил дома, а не на продленке. Не стоит стремиться и к тому, чтобы наполнить вторую половину дня ребенка различными кружками. Для них время еще придет. Куда важнее для первоклассника получать от близких людей подтверждение того, что его любят и ценят.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *