Суббота, Февраль 27, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Готовимся к домашнему ремонту: как не дать себя обмануть?

Готовимся к домашнему ремонту: как не дать себя обмануть?

Лето для абаканцев — не только пора отпусков, но и время приведения своих жилищ в порядок. Сегодня многие вынужденно предпочитают домашний ремонт большому отпускному путешествию из-за хронической дистрофии кошельков. У одних хватает средств самостоятельно обновить квартиру, переклеив обои и освежив потолки. Другие поручают ремонтные работы специализированным фирмам. У тех и других возникают вопросы в процессе ремонта. Их можно объединить одной общей темой: не нарушаются ли права потребителей в конкретных проблемных ситуациях?

На распространенные вопросы читателей «Абакана» ответила начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Если детали и сроки ремонта обговорены устно…

Затеяв ремонт в квартире, поторопились нанять строителей-отделочников из специализированной фирмы по объявлению, пока у них не было других заказов. Фирма официально зарегистрирована, нам выдают документы, подтверждающие оплату услуг.

Однако о сроках выполнения заказанных работ и о других деталях мы договаривались с начальством мастеров лично. Нас заверяли, что проблем не будет, но они начались спустя неделю после начала ремонта.

Мастера приходят в квартиру, когда им удобно, не всегда трезвые и откровенно «халтурят»: не заботятся о качестве работы, если над ними постоянно не стоять и не контролировать процесс. Мы мечтали вовсе не о таком «профессиональном ремонте».

Подскажите: можем ли мы в такой ситуации отказаться от услуг этой фирмы в одностороннем порядке, заплатив только за то, что уже сделано (оплата ведется поэтапно)?

Семья Виноградовых

Собираясь делать ремонт силами фирмы, убедитесь, что она зарегистрирована официально и обязательно заключайте письменный договор. В нем должны быть не только реквизиты сторон, но и сроки выполнения работ, их стоимость, объем, условия расторжения и другие важные для вас детали. К этому документу может прилагаться приблизительная или твердая смета. Напомню, что условия договора не могут идти вразрез с законодательством РФ. Если такое произошло, их можно и нужно оспаривать. Но лучше — вообще не подписывать незаконный документ. Для этого не нужно спешить с его подписанием: возьмите проект договора для изучения и дома внимательно его прочтите. Если какие-то моменты вас настораживают, покажите этот документ юристу. Напомню, что бесплатную юридическую экспертизу потребительских договоров проводят в нашем отделе по обращениям жителей.

Без договора отстоять права в проблемной ситуации (вроде вашей) гораздо сложнее. Но все-таки, вы в лучшем положении, чем те, кто нанимает для ремонтных работ нигде не зарегистрированных частников, обещающих на словах золотые горы и потом нередко бросающих жильцов один на один с невыполненными обещаниями и недоделанными работами. Нередко такие «мастера» оставляют в качестве контактов только номера своих мобильников (по которым не всегда можно дозвониться). Кому в таких случаях предъявлять претензии? Кого винить в произошедшем?

В вашем случае сначала попробуйте устно поставить в известность о проблеме руководство фирмы и потребуйте принять меры. Если они в кратчайшие сроки не будут приняты, переводите общение в письменное русло. Подготовьте претензию на имя руководителя фирмы и отразите в ней то, что вас не устраивает. И выставите свое требование. Например, расторгнуть договор или заменить проблемных работников на добросовестных. Один экземпляр претензии (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) остается у вас. Другой вы оставляете для рассмотрения (на которое отводится 10 дней). Если руководство фирмы проигнорирует ваши недовольства, остается подать на фирму в суд (к сожалению, ваш ремонт тогда затянется) с требованием расторгнуть договор или терпеть проблемы до окончания ремонта.

Если отмерили меньше линолеума, чем нужно

Этим летом ремонтируем дом. Добрались до приведения в порядок полов. Решили постелить линолеум. Покупали его в строительном магазине, где по распечатанному плану квартиры (с указанными размерами комнат) нам его вымеряли продавцы-консультанты.

После доставки линолеума домой выяснилось, что продавцы ошиблись, и линолеума не хватает (около трех квадратных метров на одну комнату и один «квадрат» на другую). Согласитесь, что докупать «заплатки» в таком случаях смешно. Да и зачем: это ведь не наша вина.

Устное обращение в магазин (с требованием признать ошибку продавцов, забрать неправильно вымеренные куски линолеума и привезти взамен нужного нам размера) ничего не дало. Руководство магазина аргументирует отказ тем, что линолеум – товар, отпускаемый на метраж. А они включены в т. н. «невозвратный печень».

Это действительно так? Как поступить в нашей ситуации?

Олег Киселев

В вашем случае продавец неправ.

Действительно, линолеум можно найти в утвержденном Постановлением Правительства РФ перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену (в народе его называют «невозвратным перечнем»). Однако в вашей ситуации руководство магазина ссылается на него неправомерно. Оно могло бы отказать вам в возврате линолеума со ссылкой на упомянутое постановление в случаях, если бы вы сами ошиблись в расчетах и сделали покупку, либо если бы вы получили заказанное количество линолеума беспроблемного качества, но он вам по какой-то причине «разонравился» и вы решили его вернуть.

В вашей конкретной ситуации речь идет не только об ошибке продавца, но и о нарушении им договора купли-продажи, то есть о недопоставке товара. Подобные вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ. Статья 466 ГК РФ гласит: «Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы».

Советую написать руководителю фирмы письменную претензию, как описано выше. В этом документе опишите ситуацию в произвольной форме и выдвиньте свое требование со ссылкой на закон. Например, поставить нужное количество линолеума. Если ответ вас не устроит, придется продолжить отстаивание прав в суде.

Если нужно доставить стройматериалы из магазина до дома

Собираемся делать ремонт в квартире с заменой всех окон, дверей и т. д. То есть, собираемся делать крупные (в плане размера и стоимости) покупки. Своего грузового транспорта у нашей семьи нет. На каких условиях крупные покупки (вроде дверей) и стройматериалы доставляются из магазинов? Включается ли в их стоимость доставка, или она бесплатная?

Роман Воробьев

Доставлять стройматериалы и крупные покупки для домашнего ремонта бесплатно до жилищ покупателей закон магазины не обязывает. Однако Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ (в их п. 113 раздела XIV «Особенности продажи строительных материалов и изделий») обязывают продавца обеспечить условия для вывоза лесных и строительных материалов транспортом покупателя. Чаще всего магазины предоставляют услуги доставки строительных материалов и крупных покупок для ремонта на платной основе. Поинтересуйтесь, что включает в себя доставка, предлагаемая конкретным магазином? Часто под ней подразумеваются привоз и разгрузка, а подъем покупок в квартиру оплачивается отдельно.

От чего зависят транспортные и другие расходы? Цена зависит от расстояния, количества и размера покупок, наличия в доме лифта, числа этажей. Подъем в доме без лифта зависит от количества этажей и вносимых предметов.

Не возбраняется нанять стороннюю фирму для доставки домой стройматериалов и крупных приобретений для ремонта, но сначала не поленитесь сравнить цены услуг. Возможно, стоимость предлагаемой магазином для своих покупателей доставки окажется ниже рыночной. Вообще вы имеете полное право отказаться от предлагаемой платной доставки и организовать ее своими силами, чтобы сэкономить. Перед этим советую трезво оценить свои силы и возможности: сможете ли вы найти спецтранспорт и организовать бережную погрузку и перевозку, чтобы довезти и внести в квартиру те же двери невредимыми? Если да, то это — ваш вариант.

Если вы пользуетесь услугами доставки и грузчиков магазина или сторонней фирмы, то подписывайте акт доставки только после того, как примете груз, осмотрите его и убедитесь, что он в целости и сохранности. Если поставить подпись, не глядя, а потом на покупках окажутся сколы, трещины и другие дефекты, полученные во время транспортировки и занесения в ваше жилье, то потом будет очень сложно (практически невозможно) установить «автора» повреждений и обменять товар на новый.

Беспроблемного вам ремонта!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *